Ирина Викторовна Синицына
Предметно-пространственная среда как средство формирования представлений о разных способах передачи информации
▼ Скачать + Заказать документы
Основное направление работы при конструировании образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о разных способах передачи сообщений – это создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей наполнению повседневной жизни детей интересными делами, событиями, идеями, вовлечению каждого ребенка в содержательную деятельность.
При разработке среды учитываются следующие требования:
• Адекватность – соответствие среды образовательным программам, реализуемым в учреждении;
Публикация «Предметно-пространственная среда как средство формирования представлений о разных способах передачи информации» размещена в разделах
• Полнота среды – полноценное ее содержание для всех видов познавательной деятельности дошкольников.
• Деятельно-возрастная организация среды, подразумевает постепенное ее обогащение, и развертывание соответственно возрасту, развитию и возможностей детей.
• Динамичность – это возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов и потребностей детей, меняющихся педагогических задач.
• Эстетизация – это сочетаемость материалов, используемых при оформлении среды по цветовой гамме, фактуре, размерам.
Что же входит в оснащение предметно-пространственной среды, способствующей обогащению у детей знаний о возникновении письменности, о прошлом и настоящем средств связи, о значении почтовой связи? Это созданный в группе познавательный центр «Хочу все знать», оборудованный необходимыми дидактическими пособиями:
• Развивающие игры типа «Раньше и сейчас», «Эволюция вещей», «Почемучка», «Кому что нужно», «Профессии», «Кем быть», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Расскажи про свой город», «Почта».
• альбомы: «Занимательные задания», «История шариковой ручки», «Путешествие в историю телефона», «История развития письма», «Как древние люди общались друг с другом».
• альбом «Художественное слово», в котором собраны стихи, загадки, афоризмы, пословицы о грамоте, почте, почтальоне, сказки.
• мини-энциклопедии «Общение древних людей», «Почта», «История связи».
• мини-словари: «Средства связи», «Сумка почтальона», в которых даны краткие определения основных понятий по теме средства связи.
• коллекции: марок, бумаги, конвертов, открыток, календарей, телефонов, ручек.
В группе собрана и систематизирована по разделам познавательная и художественная литература: «Энциклопедия для дошкольников», «Маленькие почемучки», «1000 вопросов и 1000ответов», «Моя первая энциклопедия», Л. Л. Сичкорук «Спичечный телефон», К. И. Чуковский «Телефон», С. Я. Маршак «Почта», А. Маркуша «Кто я?» (отрывок о почтальоне, Н. Сладков «Трясогузкины письма», Д. Родари «Сказки по телефону».
Для расширения у каждого ребёнка представлений о разных способах передачи сообщений в группе создана мини-лаборатория, где совместно с воспитателем дети проводят опыты: «Секретное письмо», «Передача сигнала», «Невидимое письмо», «Разведчики», знакомятся со свойствами бумаги. В лаборатории размещено следующее оборудование для опытов: бумага, карточки-схемы для проведения опытов; пластилин и воск для изготовления печатей; телефоны, изготовленные из подручных материалов (спичечные коробки, одноразовые пластиковые стаканчики); пластмассовые, деревянные, металлические палочки для передачи звуковых сигналов.
В творческой мастерской «Сделай сам» собраны разные виды бумаги, печати, образцы конвертов и схемы для их изготовления, цветные нитки, наклейки, шаблоны для марок. Здесь же находятся карточки с изображением азбуки Морзе, флажковой азбуки, азбуки жестов для создания необычных зашифрованных посланий. Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Моряки», «Строители», «Семья», «Детский сад», «Школа». Например, во время сюжетно-ролевой игры «Почта» дети ввели сюжетные линии «Посылка», «Необычная открытка» и с большим желанием изготавливают почтовые марки, дизайнерские открытки, конверты для своих друзей, родителей, самостоятельно упаковывают посылки, заполняют адрес, индекс; с удовольствием выполняют роли отправителя и получателя почтовых отправлений.
Мониторинг знаний, представлений детей о разных способах передачи информации показал, что созданная развивающая предметно-пространственная среда способствовала положительному результату:
• дети имеют представление об истории возникновения алфавита, письменности, бумаги, письменных принадлежностей;
• у детей имеются знания, представления о работе почты и разнообразии почтовых отправлений.
• дети понимают значение почтовой связи для жизни человека;
• дети имеют представление о пути письма от отправителя к адресату;
• у детей имеются знания о современных средствах связи;
• у детей сформировано понятие о знаковых системах: «Азбука Морзе», «Семафорная азбука», дорожные знаки, нотные знаки.