Альфия Пожар
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений
У дошкольного учреждения основным из направлений его работы является подготовка детей к школе. В образовательной программе «Детство» развитие элементарных математических представлений у дошкольников особое место отведено начальному математическому развитию, которое включает умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, сравнивать, выполнять простейшие арифметические действия. Очевидно, что чем качественнее будет подготовлен ребенок в детском саду, тем успешней будет его дальнейшее обучение. Математика в школе является основным предметом; процессе её изучения развивается, как самостоятельность мышления, так и внимание, логика, у детей вырабатывается целенаправленность, усидчивость, терпение. Но нельзя забывать, что в дошкольном возрасте игра является основным средством в воспитании и обучении дошкольников, и, несомненно, является основной деятельностью в жизни ребенка, которая направлена на физическое и умственное развитие детей в целом. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что ребёнок непроизвольно в игровой форме усваивает определённое познавательное содержание с помощью игровых действий и правил. Дидактические игры для формирования математических представлений мы используем как в свободной деятельности - это настольно-печатные игры, так и как часть ННОД - это словесные и предметные игры, которые позволяют закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Так все дидактические игры можно распределить по группам : игры с цифрами и числами; игры на ориентировку в пространстве; игры-путешествия во времени; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление. Игры так же систематизируются по таким критериям, как, например, направленные на изучение количества и счёта («Сделай поровну», «У кого столько же», «Подбери игрушку», «Магазин без продавца», «Назови и сосчитай», домино «Весёлая зарядка», на ориентировку в пространстве («Найди клад», «Замыслы архитекторов», «Что справа», а так же задания по ориентировке на листе бумаги, где дети учатся определять на слух положение того или иного предмета по отношению к другому (слева от ёлки пенёк, справа под берёзой растёт гриб, и т. д.). Выполняя игры на развитие логического мышления, дети учатся рассуждать, сопоставлять, делать выводы; к таким играм, например, можно отнести «Предметные парочки», «Ассоциации», игры с логическими блоками Дьенеша. Закрепление геометрических фигур помогают осуществлять такие игры : «Подбери по форме», «Назови геометрическую фигуру», «Угадай, что спрятали», игра с цветными палочками «Собери фигуру», геометрическая мозаика, «Цветные коврики». В играх на ориентировку во времени ребята учатся устанавливать временные отношения («Вчера, сегодня, завтра», «Части суток», «Когда это бывает?», «Детский сад» и т. д.). Формирование математических представлений начинается с младшей группы и продолжается до самой школы; педагог для повышения качественной подготовки к школе должен стараться подбирать такие дидактические игры для развития математических представлений, чтобы вызывать желание у ребят развивать свои познавательные способности, расширять кругозор. В образовательную деятельность стоит активно подключать родителей, давать домашнее задание: это помогает ребёнку усвоить программный материал не только на занятии, но и закрепить его дома.
Публикация «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Таким образом, регулярное использование дидактических игр во время образовательной деятельности и в свободной деятельности способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. / Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. Н. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб. : Детство – Пресс, 2004;
2. Михайлова 3., Непомнящая Р. Методы формирования элементарных математических представлений// Дошкольное воспитание. - 1988. - №2. - С. 26-30
3. Пономарева И. А., Позина В. А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» 2009год;
4. Столяр А. А., «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»/ - М. : Просвещение, 1988. сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru;