Екатерина Чучкова
Формирование элементарных математических представлений детей 5 года жизни в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
2.2. Проектирование самостоятельной деятельности по проблеме исследования на основе изученного теоретического и практического опыта
Чтобы повысить знания и умения детей по математическим представлениям мы воспользовались разработками Т. И. Ерофеевой, Л. Н. Павловой, В. П. Новиковой и А. А. Смоленцевой. Они предложили повысить математические представления с помощью игр., а так же с помощью других видов деятельности : трудовой, продуктивной, коммуникативной, двигательной и др.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений детей 5 года жизни в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Величина.
Игра «Магазин»
Цель. Учить соизмерять предметы (примеривать, понимать слова «велико», «мало»; учить употреблять в речи слова «примерить», «померить». Показать необходимость измерения.
Материал. Предметы одежды разных размеров : кофты, шапки, варежки, обувь.
Ход игры. По желанию детей выбирают продавца, кассира, контролера, остальные – покупатели. Увлекшись сюжетом игры, дети могут забыть о том, что нужно примерить свои покупки в магазине (педагог умышленно не напоминает).
Когда все вещи будут распроданы, педагог предлагает покупателям примерить покупки. Примеряя, многие увидят, что вещи не годятся. Воспитатель выясняет, велика или мала вещь, что надо было сделать в магазине, чтобы купить нужную вещь. Важно добиться ответа детей : «Прежде чем покупать вещь, ее надо примерить».
Игра – соревнование
Цель: Учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины, использовать в речи слова «длиннее», «короче».
Материал : две ленты, закрепленные на палочках, одинаковой ширины, но разной длинны.
Ход игры. Педагог рассаживает детей полукругом на стульях, перед ними – стол, на котором лежат ленты, и предлагает провести соревнование «Кто скорее свернет ленту». Он показывает, как надо свернуть ленту, выясняет, умеют ли дети это развернутом виде. Сидящие за столом делятся на 2 команды – это болельщики.
По сигналу соревнующиеся начинают скручивать ленты. Обе команды болеют. Выигрывает тот, у кого лента была короче. Педагог объявляет победителя.
Дети замечают, что одна лента короче другой.
Педагогу остается подвести итог: дети совершенно правильно заметили, что ленты неодинаковые. Демонстрирует это, накладывая или прикладывая ленты одну к другой. Затем он обобщает наблюдения детей : длинную ленту свертывать дольше, а короткую - быстрее, поэтому выигрывает тот, у кого лента короче.
Игра «Достань мяч»
Воспитатель играет с детьми на прогулке, затем прячет мяч и предлагает найти и достать его. Мяч прячут то высоко, то низко, то справа, то слева. То сзади, то спереди.
Когда ребенок находит мяч, то говорит где он лежал.
Игры со строительным материалом
Строительства ворот для большой машины, затем строительство ворот для маленькой машины. Ворота соответствуют высоте машины. Дети подбирают бруски необходимой высоты, соизмеряя их с высотой машины.
Геометрические фигуры
Игра «Найди свое место»
Игра проводиться на прогулке. На веранде на полу нарисованы геометрические фигуры, детям раздаются карточки с такими же геометрическими фигурами. По сигналу воспитателя дети находят свою фигуру.
Игра «Найди свою пару с фигурой».
Детям раздаются карточки с геометрическими фигурами (каждых карточек по 2). По сигналу воспитателя дети находят пару с такой же геометрической фигурой.
Игра «Гаражи»
Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» - круг, квадрат, прямоугольник или треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, квадратом, прямоугольником или треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т. е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать геометрические фигуры.
Дети держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате. По сигналу воспитателя все въезжают в свои гаражи. Педагог проверяет, правильно ли нашла каждая машина свой гараж. При повторении игры можно незаметно поменять гаражи местами: это заставляет водителей быть еще внимательнее.
Ориентировка в пространстве.
Игра «Найди спрятанную игрушку»
Ребенок выходит за дверь, а все остальные прячут игрушку. Чтобы ее найти, входящему указывают направление в одном случае словестно, в другом случае обозначает направление на полу.
Ориентировка во времени.
Проводятся беседы о времени суток: утро, день, вечер, ночь.
Игры с раздаточным, дидактическим материалом, читаем книги, стихи.
Количество и счет
Игра «Магазин»
Цель игры. Упражнение в пере считывании и отсчитывании предметов, их условных изображениях (палочек, кружочков) в пределах 5.
Материал. Витрины, фрукты, овощи, продукты, «деньги», корзины, пакеты, касса, весы.
Ход игры. Распределение ролей : продавец, кассир, заведующая, покупатели, шоферы.
Раскладывание атрибутов. Обыгрывается весь товар.
Пример. Мне нужно 8 пирожков.
Вот вам 1,2,3,4,5,6,7,8 – всего 8 пирожков. С вас 5 рублей.
Трудовая деятельность.
При сервировке стола детям необходимо учесть количество человек, сидящих за этим столом; с какой стороны необходимо поставить бокал, положить вилку, ложку; при уборке игрушек соотносить их размер, цвет, форму в соответствии с ящиком, коробкой и т. п., куда они убираются. В процессе трудовых поручений закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же, необходимо отсчитать 10 стульев и их помыть.
Продуктивная деятельность
В аппликации детям было предложено украсить платочек с помощью геометрических фигур, в рисовании нарисовать пейзаж: солнце, домик, деревья, трава, цветы и т. д. В лепке слепить снеговика. Учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять знание геометрических фигур, величина.
Коммуникативная деятельность
Сочинение историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматривается применение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета.
В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. В работе с дошкольниками возможно сочинение математических загадок, пословиц.
Двигательная деятельность
Детям были предложены математические считалки при организации подвижных игр, на физкультурных занятиях ходьба и бег по кругу, перестроение из одной колонны в две, повороты налево, направо, и т. д.