Бумагина Елена Владимировна
Интеграция искусств как средство эстетического развития старших дошкольников в условиях дополнительного образования
▼ Скачать
На современном этапе смена модели образования с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную предполагает новые подходы к пониманию периода дошкольного детства как наиболее значимого и ценного в становлении личности индивида.
Повышенный интерес к искусству в образовании, воспитании и обучении детей обусловлен современным кризисом во всех сферах действительности, повышенным вниманием к вопросам духовного и гуманистического преобразования человеческого бытия. Активно изучаются такие проблемы, как «культура и образование», «культура и ребенок», «искусство как феномен культуры», «культура детства».
Публикация «Интеграция искусств как средство эстетического развития старших дошкольников в условиях дополнительного образования» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Культура рассматривается как общественное явление, представляющее собой накопленное человечеством богатство, которое служит развитию личности. Гуманистическая направленность образования предполагает культу-росообразный подход к образованию, развитию свободной, активной личности (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, М. С. Каган, И. В. Котова, Е. Н. Шиянов).
Искусство, являясь составной частью духовной культуры, с первых шагов человечества стало важным средством осознания мира и духовного развития личности. Актуальной задачей современной педагогики является поиск путей для максимальной реализации возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. В них происходит становление духовного мира ребенка, при этом особая роль отводится искусству (Л. С. Выготский, О. В. Гридчин, П. Ф. Каптерев, А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, В. Т. Кудрявцев, Б. М. Теплов, и др.).
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что личностно-ориентированная модель воспитания ставит целью обращение к ребенку как к личности. Это предполагает развитие у него доверия к миру, развитие чувства радости существования, формирование начал личности, развитие индивидуальности.
Общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в основе эстетического развития лежит развитие эмоционально-чувственного отношения к действительности, развитие эстетического восприятия. Исследователи Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, A. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, М. Ю. Кистяковская, А. Н. Леонтьев, B. С. Мухина, Д. Б. Эльконин утверждают, что эмоционально-чувственные переживания составляют основу контактов ребенка с действительностью. Вне эмоционально-чувственного отношения к миру, вне развития этих отношений невозможно целостное развитие личности ребенка. Эстетическое отношение к окружающему формируется у ребенка в процессе жизни, в связи с его общим психическим развитием при определяющем влиянии воспитания (А. В. Запорожец). Психологи подчеркивают, что на общее психическое развитие ребенка оказывает влияние восприятие прекрасного в жизни и в искусстве.
В свете гуманизации образования и возрастающей потребности общества в творческих личностях, эстетическое развитие становится наиболее важным фактором становления человека. Такие ученые, как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. Д. Зсньковский, А. Н. Леонтьев, А. А. Мелик-Пашаев, Е. А. Флерина утверждали, что в творческой деятельности происходит становление индивидуальности ребенка, подчеркивали роль искусства в развитии творческой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что в детском возрасте развивается особый вид активности - эстетическая активность, и изобразительная деятельность наряду с игрой выступает ведущим видом деятельности Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Давыдов, Т. С. Комарова, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин, создающим особые условия для этого; у детей наблюдается раннее проявление эстетических чувств; отмечается художественность восприятия детьми окружающего мира, эстетический интерес, оценочное отношение к изображаемому, изобразительным материалам, средствам выразительности. В дошкольном возрасте дети наиболее подвержены эстетическим влияниям со стороны окружающей действительности, они усваивают общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, обучаются определенным знаниям и умениям, овладевают определенными эстетическими и нравственными нормами через продуктивные виды деятельности, в частности рисование, и без такого присвоения общественного опыта психическое развитие вообще оказывается невозможным.
Научные исследования в области эстетического развития были направлены на изучение возможностей искусства в формировании художественных способностей детей, их реализацию в творческой деятельности, разработку способов, методов, средств приобщения детей к искусству.
В дошкольной педагогике существуют разные подходы к использованию искусства в работе с детьми :
- как средства эстетического воспитания, в личностном развитии дошкольников (В. А. Езикеева, В. Т. Тихомирова, Е. А. Чекунова, Р. М. Чумичева);
- воспитание и обучение средствами искусства в изобразительной деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Н. П. Сакулина); развития художественного творчества (Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева,и другие, как средства художественно-экологического воспитания (Т. А. Копцева).
В настоящее время процесс интеграции является глобальной тенденцией, характерной для искусства, науки, образования. Интеграция (от латинского integratio «восстановление», «восполнение», от integer - «целый») процесс сближения и объединения отдельных дифференцированных частей в целое.
Использование интеграции искусств в эстетическом развитии дошкольников возможно потому, что отдельные виды искусства изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые, интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Методологическая основа интеграции искусств в эстетическом воспитании и эстетическом развитии ребенка дошкольника, их взаимосвязи с художественно-эстетической деятельностью детей раскрыта в современных исследованиях Т. С. Комаровой.