Ахремкина Любовь
Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов
▼ Скачать + Заказать документы
Л. М. Ахремкина
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа №26»
г. Дзержинск Нижегородской области
Если говорить о ситуации, которая сложилась в нашей стране в области профессионального образования, то можно выявить следующую тенденцию: несмотря на то, что в России много образовательных заведений с высоким уровнем и качеством образования, компетентность и профессионализм выпускников часто не соответствуют данному уровню.
Публикация «Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Невольно возникают вопросы: почему так происходит и как избежать данных противоречий в образовании? Возможно, неосознанный выбор дальнейшего профессионального маршрута еще в юности, низкая осведомленность старшеклассника о своих физических и психологических способностях – одна из причин данной проблемы.
По мнению С. Н. Чистяковой, огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора [5]. А где подростку можно попробовать свои силы, определить свои склонности, с одной стороны, и возможности – с другой.
Изучая литературу, имея практический опыт работы с учащимися в рамках экспериментальной площадки, я пришла к выводу, что в современном мире человек должен уметь применять свой ум на практике. И первым шагом на пути к совершенству будет именно дополнительные образование (кружки, секции) в школе или любом другом внеучебном учреждении.
Кружки бывают разными и, прежде всего, разумеется, необходимо исходить из склонностей ребенка.
Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности - «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое - находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволяет познать и проверить склонности [2].
Какие плюсы может дать дополнительное образование?
Во-первых, благодаря данным занятиям, личность развивается всесторонне, потому что приобретаются новые знания и умения. Во-вторых, занятия, выходящие за рамки школьного урока, особенно, регулярные, вырабатывают такие полезные качества, как: чувство ответственности, умение трудиться, планировать свои действия и рационально распределять время. И, в-третьих, по моему мнению самое важное, данные занятия в помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности – лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований.
Чтобы подтвердить вышеизложенные тезисы, на базе МБОУ Школа № 26 г. Дзержинска Нижегородской области было проведено исследование.
Цель данного исследования: выявить взаимосвязь дополнительного образования и профессионального самоопределения старшеклассников.
В исследовании принимали участие старшеклассники 9 «А» класса МБОУ Школа № 26 г. Дзержинска Нижегородской области в составе 23 человек.
Исследование проводилось в декабре 2016г.
Методики, используемые в исследовании:
- Авторская анкета;
- Дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова;
- «Определение типа будущей профессии» (по методике Е. А. Климова).
По данным анкеты было выявлено, что из 23 учащихся выбрали будущую профессию 15 учащихся. Из них 12 учащихся посещают занятия в учреждениях дополнительного образования и кружках, базирующихся на базе школы, разной направленности: спортивные, художественные, музыкальные, хореографические, филологические. Из 12 учащихся определились с выбором профессии 9 учащихся. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты опроса по авторской анкете
ФИ Направление УДО Выбор профессии
1 Чеснова Алина Дворец детского творчества - вокал; МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Певица
2 Морозов Дмитрий Спортивная школа - рукопашный бой Тренер
3 Глазкова Полина Музыкальная школа - гитара МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Учитель музыки
4 Карпеева Ольга Художественная школа Архитектор
5 Шулкина Дарья ЭКБЦ Психолог
6 Карасева Екатерина МБОУ Школа №26 - баскетбол Тренер
7 Матяева Полина Школа спортивного резерва - фехтование Тренер
8 Копотинцева Татьянв Дворец детского творчества - хореография Учитель хореографии
9 Шумкина Арина Дворец детского творчества - журналистика Журналист
Дальше я определяла: совпадает ли профиль занятий в УДО и выбор дальнейшей профессиональной деятельности с внутренними притязаниями и возможностями учащихся.
Для этого было проведено тестирование по двум валидным методикам, используемым в профориентационной диагностике.
Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных видов деятельности были использованы дифференциально – диагностический опросник Е. А. Климова и методика «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова.
Количественный анализ полученных экспериментальных данных представлен таблицей 2.
Таблица 2. Результаты диагностики
ФИ Направление УДО Выбор профессии ДДО
Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии» Е. А. Климова
1 Чеснова Алина Дворец детского творчества - вокал; МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Певица ЧХ ЧХ
2 Морозов Дмитрий Спортивная школа - рукопашный бой Тренер ЧЧ ЧЧ
3 Глазкова Полина Музыкальная школа - гитара МБОУ Школа №26 - муз. кружок «Доминанта» Учитель музыки ЧХ ЧХ
4 Карпеева Ольга Художественная школа Архитектор ЧХ,ЧЧ ЧХ,ЧЧ
5 Шулкина Дарья ЭКБЦ Психолог ЧЧ ЧЧ
6 Карасева Екатерина МБОУ Школа №26 - баскетбол Тренер ЧЧ ЧЧ
7 Матяева Полина Школа спортивного резерва - фехтование Тренер ЧЧ ЧЧ
8 Копотинцева Татьянв Дворец детского творчества - хореография Учитель хореографии ЧЧ ЧЧ, ЧХ
9 Шумкина Арина Дворец детского творчества - журналистика Журналист ЧЧ, ЧЗ ЧЧ, ЧЗ
где, ЧХ – человек-художественный образ,
ЧЧ – человек-человек,
ЧЗ – человек-знаковая система
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. Выявлена взаимосвязь дополнительного образования и профессионального самоопределения – значительного расхождения в показателях интереса, в сферах деятельности, к которой склонны учащиеся, и выбора дальнейшего пути не обнаружено.
Литература
1. Климов, Е. А. Как выбирать профессию : Книга для уч-ся старших классов средней школы. 2-е изд. - М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
2. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия - М. : Генезис, 2000. – 280 с.
3. Сластёнин В. А. Психология и педагогика - М. : Издательский центр «академия», 2003. – 447 с.
4. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 273 с.
5. Чистякова, С. Н. Социально - профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Профессиональная ориентация, 2007. - №4.