Ирина Тараненко
Интеграция двигательной и художественно-эстетической деятельности как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
У детей рано складывается своя «картина мира». Данное понятие означает зримый портрет мироздания, образно-понятийную модель Вселенной, в которой обозначены ее пространственно-временные границы и место в ней человека. Она выступает посредником между реальностью и человеком, поскольку он воспринимает мир, перенося внимание с одного предмета на другой. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования — формирование кругозора и обеспечение видения целостной картины мира, т. е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире в целях формирования основы для развития компетентности и любознательности ребенка, которые определяют направления в развитии творческих способностей, характер дальнейшего обучения в школе. [1]
Публикация «Интеграция двигательной и художественно-эстетической деятельности как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
Актуальность работы заключается в том, что развитие творческих способностей с использованием музыкально-ритмических движений и техник нетрадиционного рисования позволяет каждому ребенку быть успешным в развитии творческих способностей.
Нетрадиционные техники рисования помогают приобрести опыт в использовании для творчества различных предметов (ватные палочки, кусочки паралона, ткани, не связанных с рисованием, что расширит рамки логического и нестандартного мышления, обязательно пригодится в жизни.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых ритмические движения приобретают соответствующий характер. Развитие чувства ритма у ребенка помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение, характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности, поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в рисунке.
Данный вид интеграции музыки и рисования происходит на основе популярной сегодня ритмической гимнастики. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются: движение, игра, сюжет, музыка. Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движений. Музыкально-ритмические движения объединяются в определенной последовательности, связаны музыкой и образуют комплексы упражнений.
Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы музыкальных сказок, мюзиклов, музыка из мультфильмов. Музыка должна отвечать следующим требованиям: быть доступной восприятию ребенка, чистой и четкой, без помех, целесообразно использовать музыкальные произведения размерами 2/4, 4/4 и 3/4; музыкальный темп на протяжении занятия необходимо чередовать (от медленного и умеренного до быстрого).
Занятия проводятся как музыкальная ритмическая игра - основная форма познавательной деятельности детей дошкольного возраста, активизирующая мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, создающая положительный эмоциональный фон занятий и позволяющая более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в большей степени, способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию детей дошкольников. [1]
В первой части занятия музыкальный руководитель использует музыкальные произведения, которые отвечают по размеру, музыкальному темпу, теме занятия. Например: на основе музыкального произведения «Веселые обезьянки» автор Екатерина Железнова, подбирается комплекс ритмических движений, выстраивается игровой сюжет на музыкальном занятии. После занятия в музыкальном зале воспитатель группы организует детей для проведения второй части по художественной деятельности. Дети рисуют, лепят, делают аппликации про веселых обезьянок.
Как указывает Т. С. Комарова, интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого, созданных разных формах художественной деятельности, с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой). [1]
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления. Самое ценное то, что образовательный процесс превращается в увлекательную игру. В итоге дети показывают хорошие результаты, становятся победителями на музыкальных фестивалях и конкурсах детского творчества различного уровня.
Литература
1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ : Методическое пособие. — М. : ГЦ Сфера, 2008. — 128 с.
2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Белая К. Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4.