Елена
Интеграция детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом «Особый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом «Особый ребенок» в воспитательно-образовательном пространстве МОУ.
Конюхова Е. В., воспитатель
МОУ Детского сада № 279
Вагова М. Е., воспитатель
МОУ Детского сада № 279
Самбекова О. Ю., воспитатель
МОУ Детского сада № 279
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится приоритетной задачей современного российского общества.
Темочки:
- Педагоги компенсирующей направленности
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т. ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
Воспитательно-образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника–слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь» [Выготский Л. С. ,1983, стр. 34-49].
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.
Причинами этого служат:
Во-первых, ограниченный круг контактов детей с особенностями развития.
Многие дети с особенностями развития воспитываются первые годы жизни в замкнутом кругу семьи и не имеют опыта установления социальных контактов.
Во-вторых, замкнутый характер специальных детских учреждений. Очевидно, что многие закрытые учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и способности ребёнка. Этому мешает изоляция или же, напротив, то, что человек вынужден проживать совместно со многими людьми из той же группы, например, только с отстающими в умственном развитии.
В третьих - не готовность к принятию не типичного ребёнка обществом. Отношение здоровых к людям с особенностью развития - один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». Как только мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Назрела необходимость изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы воспитания и образования таких детей вместе с другими. Такой подход к воспитательно-образовательному процессу требует постоянного творческого вклада от каждого. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.
Интеграция детей с ОВЗ в воспитательно-образовательную деятельность основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее:
– ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке;
– ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей;
– учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получения образования.
Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности.
При этом дети с ОВЗ рассматриваются не как дети с особыми образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов.
Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Организация предметно-развивающей среды осуществлена педагогами рационально, логично, удобно для детей и отвечает возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, социальной, медицинской. Квалифицированная поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, помогает преодолеть дополнительные воздействия на личность ребенка, осознать собственные возможности, способности. Важнейшее условие преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка-инвалида – включение их в активную деятельность, прежде всего связанную с воспитанием ребенка. Но нужно учитывать, что не все родители готовы допустить к своему ребенку с ОВЗ, неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. В качестве фактора, также препятствующего интеграции, отмечается низкий культурный и образовательный статус родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим данным, в России родителей, стремящихся к интеграции, в четыре раза меньше тех, кто не принимает ее. В определенной степени это обусловлено нежеланием родителей брать на себя ответственность за перспективы развития собственного ребенка.
К еще одной проблеме развития интегративного обучения, относится толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится. Для того, что бы процесс интеграции был успешным, эффективным, проводится работа с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ – полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность.
Нами разработан перспективный план работы вовлечение в инклюзивное образовательную среду детей группы компенсирующей направленности со сложным дефектом «Особый ребенок» в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком с ОВЗ в дошкольном учреждении, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Создание единой общности, взаимоотношение в внутри которой регулируется принципами взаимодоверия, уважения толерантности, интересу к личности каждого ребенка.
2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
3. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
4. Привитие навыков коллективной работы.
5. Активизации навыков игровой деятельности, самообслуживания.
Месяц Форма работы, виды деятельности. Мероприятия
Сентябрь 1 неделя- 2 неделя
Знакомство, совместные игры. «Назови свое имя»,«Давайте поздороваемся»
3 неделя –4 неделя
Игры детей в игровом уголке с крупным строительным материалом, посудой, куклами. Беседа «Игрушки, которые живут в группе»
«Убери игрушки», «Наведи порядок в группе».
Октябрь 1 неделя-2 неделя
Пальчиковые игры. Подвижные игры. Упр. «Приглашаем в огород», «Чудесный мешочек» п/и. «Здравствуй осень», «У медведя во бору».
3 неделя –4 неделя
Чтение художественной литературы. Репка, «Огород» Ю. Тувим
Просмотр мультфильмов с использованием мультимедийного оборудования.
Коллективная работа (аппликация, Дождик,
Ноябрь 1 неделя- 2 неделя
Играем в сказку. «К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали» (ряженье, имитационные упражнения)
Продуктивная деятельность:Овощи, фрукты – полезные продукты (штриховка, раскраска)
под/игры-Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?
3 неделя –4 неделя
Сказка из сундучка. ОБЖ. Просмотр мультфильмов с использованием мультимедийного оборудования «Уроки тетушки совы»
«Опасный лед»
Драматизация. Настольный театр, магнитный театр. «Репка»
Декабрь. 1 неделя-2 неделя
Пальчиковые игры. Подвижные игры. День Милосердия -
(развлечение)
Акция «Подарок другу» Упр. «Зимой», «Пришла зима», «Новогодняя елочка».
п/и. «На дворе мороз и ветер». «Мы вместе»
3 неделя –4 неделя
Зима. Новый год.
Продуктивная деятельность на новогоднюю тему. «Бусы на елку» «Снег, снег, кружатся»
Рассматривание иллюстраций о зиме и зимних забавах. Чтение художественной литературы о зиме.
Январь. 3 неделя –4 неделя
Рождество. «Зимние святки - веселитесь ребятки»
(развлечение)
Слушание сказки (в аудиозаписи) «Заюшкина избушка»
Февраль. 1 неделя- 2 неделя
ПДД. Игра ситуация. Просмотр мультфильмов с использованием мультимедийного оборудования. «Как себя вести на улице»
«Уроки тетушки совы»
3 неделя – 4 неделя
Подвижная игра «Горячий мяч».
Настольно печатные игры-Лото, парные картинки.
Март. 1 неделя- 2 неделя
Масленица «Здравствуй Масленица дорогая»(развлечение)
Продуктивная деятельность «Подарок маме»
Сюжетно- ролевая игра «Семья»
3 неделя – 4 неделя
Подвижные игры. «Гараж», «Мы водители»
Сюжетно- ролевые игры. Настольно печатные.
Совместная постройка из крупного строительного материала.
Игры с постройками и игрушками
Апрель. 1 неделя-2 неделя
ОБЖ. Просмотр мультфильмов с использованием мультимедийного оборудования «Уроки тетушки совы»
3 неделя –4 неделя
Экспериментальная деятельность. Игры с водой, песком и ветром.
Чтение сказок «Про маленькую капельку»,«Мойдодыр»
Май. 1 неделя –3 неделя
ПДД. Просмотр мультфильмов с использованием мультимедийного оборудования. «Уроки тетушки совы»
Музыкально ритмические упражнения. «Би –би- поехали кататься»
Игры пожеланию детей.
Подвижные игры. Сюжетно- ролевые игры.
4 неделя
Литературно- музыкальное развлечение «Вмести весело, шагать».
Стихи, песни, музыкально ритмические движение.
Список литературы
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М. : Права человека, 2001.
2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Издательство «Лань», 2003.
3. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения : пособие
для вузов. М. : Дрофа, 2008.
4. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. Мн. : НИО, 2003.
5. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные
учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. N 2. с. 86-94.
6. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей. /Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / под. ред. Т. А. Власовой. М. ,1983.