Евгения Плотникова
Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу"
Группа : Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР)
Оборудование для педагога: Доска с иллюстрациями зимнего леса и мультимедийный проэктор, магнитофон с аудиозаписями, костюм Снегурочки.
Оборудование для детей : Пластилин или глина, маленькие стеклянные баночки с крышкой, блёстки, раствор глицерина; детский руль, кепка водительская.
Приоритетная образовательная область: "Речевое развитие"
Публикация «Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) „Прогулка в сказочном зимнем лесу“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цели и задачи:
- Углублять знания детей о времени года "Зима";
- Развивать творческое воображение, слуховое внимание, пространственную ориентацию движений, общую моторику, силу голоса;
- Воспитывать инициативность, активность; поощрять стремление детей выражать свои мысли и чувства;
- Расширять и активизировать словарь, совершенствовать диалогическую речь;
- Учить координировать музыку и текст с движениями, интонировать звуки; развивать чувства ритма и вокальные навыки;
- Развивать мимику, слухо-зрительно-двигательную координацию, эмоциональный настрой.
Планируемые результаты:
- дети расширили свои познания о времени года "Зима";
- дети согласовывали тексты с движениями, попадали в такт, сохраняли слухо-зрительно-двигательную координацию;
- дети активно вступили в диалог с воспитателем, участвовали в играх и упражнениях;
- результат познавательной деятельности - положительный, поскольку все дети задействованы в играх, дети эмоционально раскрепощены, инициативны, открыты.
Дети сидят на стульчиках в групповой комнате, входит воспитатель, переодетая в костюм Снегурочки (белый или голубой костюм, кокошник или шапка).
Снегурочка входит под звуки музыки Г. Свиридова "Вальс"Метель".
С. : Здравствуйте, ребята! Услышала я детские голоса в этой комнате и решила прийти к вам из своей сказки. Узнали ли вы меня?
Дети: Да, Снегурочка.
С. : Верно, я - Снегурочка, из снега вылеплена, солнцем пригретая, пришла к вам за помощью.
Ребята, а вы ходили сегодня на улицу?
Дети: Да.
С. : И какая сегодня на улице погода?
Дети: Холодная, пасмурная, снежная.
С. : А почему на улице холодно и пасмурно?
Дети: Потому что наступила зима.
С. : Правильно, потому что зима наступила. А что вы знаете о зиме?
Дети: Снег идёт, становится холоднее, можно играть в снежки на улице, скользко.
С. : Ребята, как много вы знаете о зиме. А знаете вы, почему зимой идёт снег, и почему он белый? Я - Снегурочка, и не знаю об этом, расскажите мне, откуда снег появляется.
Дети: Нет, мы не знаем.
С. Давайте тогда вместе совершим прогулку в сказочный зимний лес. Может быть, волшебный лес даст поможет нам найти ответы. Хотите прогуляться в волшебном зимнем лесу?
Дети: Да.
С. : Но перед этим сделаем массаж - разогревалочку для рук, чтобы в холодном лесу наши ручки не замёрзли.
Если замерзают руки, (медленно растирают одну ладонь
Начинаем их тереть, о другую)
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке разогреть.
Сначала ладошки (растирают ладони всё быстрее и
Совсем как ледышки, быстрее)
Но вот понемножку
Согрелись ладошки.
Горят, и взаправду, (вытягивают вперёд раскрытые
А не понарошку. ладони)
С. : Вот и подготовили мы наши ручки к прогулке. А кто знает, как мы сможем добраться до леса? Нас много, а лес находится далеко от детского сада.
Дети: Поехать на машине.
С. : А ещё?
Дети: На поезде, на трамвае, на маршрутке.
С. : А еще на чём?
Дети: На автобусе.
С. : Да, думаю, на автобусе мы все поместимся и быстро доедем. Поскольку лес у нас сказочный, и автобус у нас тоже будет сказочный. Давайте скорее построим его из наших стульчиков и отправимся в путь.
(Строят автобус из стульев, рассаживаются по 2 человека. Выбирается водитель из самых активных, непоседливых детей).
С. : Витя, садись за руль. ("водитель" берёт руль в руки и одевает кепку). Ну, что, отправляемся, а чтобы было веселее, давайте споём весёлую песенку.
(Поют песню из мульфильма "Бременские музыканты", 1 куплет)
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги.
Ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла-ла ла-ла-ла е-е-е е-е.
С. : Вот мы и добрались до нашего сказочного леса. Давайте скорее выйдем из автобуса и сделаем лесную зимнюю зарядку.
(Дети встают со стульчиков и встают вокруг Снегурочки)
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз, (потирают руки, прячут нос руками)
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (топают и хлопают)
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке. (потягивания - руки вверх)
Будем их ловить руками,
А потом покажем маме. (хватательные движения руками)
Ну, а мы пойдём, немного
Поднимая выше ногу. (Ходьба на месте с поднятием ноги в согнутом колене)
Походили, порезвились,
На сугробы опустились. (Садятся на коврик).
Дети располагаются на ковре вокруг Снегурочки.
Мы отдохнём, а наши пальчики поработают.
Пальчиковая гимнастика "Снежок" (Снегурочка показывает, дети повторяют за ней)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого)
В зимний лес пришли гулять. ("шагают" по воздуху средним и указательным пальцами)
Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя руками)
Птичек крошками кормили. (крошащие движения пальцами)
С горки мы потом катались, (двумя руками "рисуют" горку)
И ещё в снегу валялись. ("отряхиваются" от снега)
Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)Мы с тобой снежок слепили. ("лепят", меняя положение рук)
Раз - подбросим, ("подбрасывают" вверх)
Два - поймаем. (приседают и ловят "снежок")
Три - уроним, (выпрямляются и "роняют снежок")
И сломаем. (притоптывают ногами).
С. : Ребята, давайте с вами закроем глаза и прислушаемся к звукам леса.
(Звучит музыка "Звуки леса")
Давайте представим, что мы стоим посреди зимнего леса. Вдыхаем запах леса. Вдох носом, (пауза, под счёт)"раз", "два", "три" выдох ртом. Как вы думаете, чем пахнет в зимнем лесу?
Дети: Морозным воздухом, деревьями, снегом.
С. : Всё правильно вы назвали. Но лес у нас сказочный, и морозный воздух превратил вас всех в маленьких Врединок. И чтобы превратиться обратно в послушных ребят, я предлагаю вам поиграть в интересную игру "Скажи наоборот". Я назову вам признаки зимы, а вы отвечаете мне, как Врединки, всё наоборот.
Зима ранняя - зима поздняя Земля сухая - земля мокрая
Зима тёплая - зима холодная Ветер слабый - ветер сильный
Погода хорошая - погода плохая День солнечный - день пасмурный
Снег белый - ночь чёрная
С. : Вы все хорошо потрудились, и снова превратились в весёлых послушных ребят. А вы знаете, ребята, что в лесу, даже сказочном, легко заблудиться? Ну-ка, покажите, как вы умеете ориентироваться в лесу.
Артикуляционная гимнастика "В лесу" (Снегурочка показывает, дети повторяют за ней)
Дует лёгкий зимний ветерок : "У-у-у-у!" (тихим голосом). Веточки на деревьях (пальцы рук) шевелятся. Подул сильный-сильный ветер: "У-у-у-у!" (громко). Заблудились мы в лесу, и кричим: "Ау!". А эхо за нами повторяет: "Ау!"(тише). Кукушка в лесу с нами здоровается : "Ку-ку!" И вот мы выходим на знакомую полянку, отыскали друг друга: "Ура!"
Нам радостно и весело в зимнем лесу, улыбнёмся друг другу и лесным жителям (улыбнуться, губы и зубы сомкнуты).Хомячок-толстячок, у него большие щёчки, держит зернышки во рту (надуть щёки).Хомячок высыпал зерно в норку (втянуть щёки). Белочка грызёт орешки (показать верхние зубы, потом постучать зубами).
С. : Вот сколько жителей в зимнем лесу, и как они рады гостям. Но мы совсем забыли, зачем сюда пришли: чтобы узнать, почему же идёт снег и почему он белого цвета?
Дети: Потому что зима и очень холодно.
С. : Не только поэтому. Я тоже хочу поскорее это узнать. Мы в зимний лес пришли, чтобы узнать все снежные секреты. Может быть, попробуем спросить у кого-нибудь?
Дети: Да.
С. : На эти вопросы нам лучше всего ответит. Угадайте, кто это?
Что за странный человечек рваный плащ надел на плечи,
Морковка-нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Дети: Снеговик.
С. : Верно, это снеговик. (на экране мультимедийном проэкторе появляется изображение снеговика). Чтобы он ожил и рассказал нам, откуда снег берётся, давайте мы все вместе произнесём волшебные слова.
Упражнение на координацию речи с движением"Снеговик" (Снегурочка показывает, дети повторяют за ней)
Снежинки, снежинки по небу летят, (руки двигаются наверху, как от ветра)
Снежинки, снежинки на землю хотят. (постепенно руки опускаются вниз)
А ветер всё дует сильней и сильней, (поднести руки ко рту, подуть на ладошки)
Снежинки кружатся быстрей и быстрей. (поворот туловищем вокруг себя)
Вдруг ветер утих,стало тихо кругом, (присесть и приложить палец ко рту)
Снежинки слетелись в один большой ком. (поднимаясь постепенно,"рисуют ком" руками)
Три снежка - огромный ком,
Станет ком снеговиком. ("рисуют"руками туловище снеговика)
Его улыбка так светла! (показывают руками на лице улыбку)
2 глаза, шляпа, нос, метла. (показывают руками на лице всё перечисленное).
(Звучит музыка П. И. Чайковский "Танец Феи Драже" (из балета "Щелкунчик") Снеговик на экране "оживает и говорит" с детьми.
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Спасибо, что вы меня разбудили и позвали с вами поиграть. А за это я вам расскажу то, что вы хотите знать о снеге.
Дети: Почему идёт снег? Почему снег белый?
(Снеговик рассказывает, а на экране появляется изображение описанного) :
Когда падает снег, для всех это радостное событие. А знаете ли вы, откуда берется снег, и почему он белого цвета? Сейчас я вам расскажу (слайд 1. снегопад).
На нашей планете много воды – в морях, реках, озёрах. Нагреваясь под лучами солнца, вода постепенно превращается в пар (слайд 2. испарение воды). Вместе с воздухом и ветром пар поднимается высоко вверх и собирается в облака (слайд 3. облака на небе).Облака летят по небу, перенося капельки в разные стороны. Но высоко-высоко в небе очень холодно, и капельки влаги замерзают, превращаясь в крошечные кристаллы льда. Они настолько легкие, что сразу не падают на землю, а продолжают свободно летать в воздухе (слайд 4. снежное небо, льдинки в воздухе). Сталкиваясь, эти кристаллики объединяются между собой. Так появляются снежинки. Они падают на землю, потому что становятся тяжелее воздуха (слайд 5. снежинки падают на землю).
Все снежинки - разные, не похожи друг на друга. Но все они состоят из шести лучей (слайд 6. снежинка увеличенная, несколько разных снежинок). Маленькие кристаллы льда, из которых состоит снежинка, отражают свет друг от друга, как в зеркале, поэтому снег всегда белого цвета.
С. : Спасибо тебе, Снеговик, за подробный рассказ. Теперь вы знаете, ребята, почему идёт снег?
Дети: (рассказывают, что запомнили)
С. : Вот какие вы все внимательные. А насколько вы музыкальные? Давайте с вами споём песенку "Белые снежинки" (муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферан)
(Снегурочка заводит хоровод, в котором дети показывают действия согласно словам)
Белые снежинки кружатся с утра, (хоровод по кругу)
Выросли сугробы посреди двора. ("рисуют" сугробы)
Стала от снежинок улица светлей, (раскрывают руки вверх)
Только одеваться нужно потеплей. (потирают плечи, как от холода)
Просто невозможно зиму не любить, (хоровод по кругу)
Скоро будем бабу снежную лепить. ("рисуют" снеговика)
Если на прогулке в снег мы упадем, (показывают вниз руками)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. ("отряхиватся"от снега).
С. : Какая весёлая песенка. Ребята, сколько всего мы сегодня узнали в этом зимнем лесу. А скажите, каких животных можно встретить в лесу зимой?
Дети: Зайца, лису, волка, рысь, белку.
С. : Вот сколько лесных обитателей можно встретить. А медведя можно встретить?
Дети: Нет, медведь зимой спит в своей берлоге.
С. : Но мы же в сказочном зимнем лесу. Давайте мы его разбудим и поиграем с ним в игру "Медведь в берлоге"
(Подвижная игра "Медведь в берлоге" - "Медведь" садится в центре на стул, "спит". Дети - за руки в хороводе, произносят слова стихотворения И. Токмаковой:
Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
Как только прочитали последние слова, дети останавливаются, расцепляют руки и замирают в произвольных позах. Медведь просыпается, следит, не пошевелится ли кто-нибудь, может смешить, но не дотрагиваться до детей. Ребенок, который пошевелился или рассмеялся, попадает к Медведю "в берлогу". Игра повторяется несколько раз.)
С. : Ребята, наша прогулка по осеннему лесу подходит к концу, вам пора возвращаться в детский сад, а мне - в свою сказку. Давайте скорее сядем в автобус и окажемся в группе детского сада.
(Дети садятся на свои стульчики, звучит песня из мульфильма" Бременские музыканты", отрывок)
С. : Вот мы снова оказались в детском саду. Ребята, вам понравилась наша прогулка?
Дети: Да.
С. : Чтобы она вам запомнилась, давайте сделаем необычную игрушку-сувенир - Стеклянные снежные шары с сюрпризами.
(Дети садятся за столы, возле которых стоят предметы, и делают поделки с подсказками воспитателя)
Банка стеклянная (с крышкой)
Пластилин или глина
Вода
Раствор глицерина
Большие серебряные или белые блёстки
Шаги:
1. Вылепить дерево или другую фигурку (ёлочку, дерево без листьев, или дом с белой крышей, плотно закрепить фигурку на крышке банки.
2. Заполнить банку водой.
3. Добавить глицерина, это из за него медленно падает снег.
4. Добавить столько блесток, сколько хочется.
5. Закрыть плотно крышкой.
С. : Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились, поэтому эти игрушки-сувениры можете оставить себе на память о нашей прогулке.
С. : Ребята, Было ли вам страшно в нашем сказочном лесу?
Дети: Нет, не было страшно.
С. : А какое у вас было настроение?
Дети: Веселое, хорошее, радостное.
С. : Что вам было интересно?
Дети: Играть, танцевать, петь, делать снежные шары.
С. : Что вы узнали нового?
Дети: Почему идёт снег и почему он белый.
С. : Что вы сегодня делали?
Дети: Играли, пели, танцевали.
С. : Кому вы расскажете о сегодняшней прогулке в лес? И что расскажете?
Дети: Родителям расскажем, почему идёт снег.
С. : Мне тоже очень понравилась наша прогулка, я столько интересного и нового сегодня узнала. До новых встреч, ребята!
Дети: До свидания!
Литература:
Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. - М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2014,-32с.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 112с.
Карпова С. Н. Развитие речи и познавательных способностей дошкольника. 6-7 лет. - СПБ. : Речь, 2013. - 144с.
Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд. ,перераб. и дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. - М. : ТЦ СФЕРА, 2013. - 272с.
Сакулина Т. И. Практический материал для логоритмических занятий: уч. -метод. пособие. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 64с.
Узорова О. В. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз. - М. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТРЕЛЬ, 2004.