Юлия Голубева
Инновационный опыт «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта.
Современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Публикация «Инновационный опыт „Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Изучая и осваивая более 40 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию и открыть кружок по изобразительной деятельности. Для своей работы решила взять детей со второй младшей группы. Считаю, что дети этого возраста очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Новизна опыта.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Для развития творчества и систематизации знаний детей я поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
6. Сформировать у детей технические навыки рисования.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Чтобы оживить занятия я практикую на них дидактические игры, такие как «Нарисуй свое настроение», «Радость и грусть», Цвет глазами художника», «Дружба красок». Игры способствуют установлению хорошего настроения у детей и контакта с ними.
Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы я соблюдаю педагогические условия, которые заключаются в следующем:
- создание художественно-эстетической развивающей среды. В детском саду создана изостудия, в которой собраны образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, скульптуры, вышивки, оригами, гильоширования, различный материал для творчества. Все занятия по изобразительной деятельности я провожу в изостудии, так как считаю, что сама окружающая обстановка позволяет воспитывать художественный вкус у детей.
- авторских разработках педагогической технологии по развитию детского художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.
-создание и использование мультимедийных презентаций на НОД в продуктивных видах деятельности.
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. При осуществлении мониторинга, который провожу с целью диагностики знаний и умений, определились задачи по устранению недостатков в работе и дальнейшего развития творческих способностей детей.
Проведенная работа показала, что в течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 8% до 43%). По результатам диагностики:75 % детей выделили нетрадиционное рисование в разряд одного из любимых занятий (опрос);Была отмечена большая активность детей на занятиях, в том числе детей с дефицитом внимания.
Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из анкетирования родителей.
Более 60 % родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми (опрос);
По мнению родителей, такой планируемый вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника.
Пополнилась дидактическая база различным бросовым материалом для группы.
Из результатов мониторинга можно судить об эффективности использования нетрадиционных техник рисования на занятиях.
Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.