Таня Иванова
Мастер-класс «Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение воспитателей,
работающих с детьми младшего дошкольного возраста
«Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ ДС №23
Иванова Татьяна Александровна
САЙД 1
Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные техники изобразительного искусства и их роль в развитии художественного творчества дошкольников“» размещена в разделах
Все мы знаем, что дети 2-3 лет с большим интересом познают окружающий их мир.
СЛАЙД 2, 3.
Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается.
Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям дошкольного возраста возможность выбора средств изображения.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
СЛАЙД 4.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и
умений, наблюдательности, эстетического
восприятия, эмоциональной отзывчивости;
-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника
формируются навыки контроля и самоконтроля.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
СЛАЙД 5.
Таким образом, целью моей работы является работа с детьми 2-3х лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству.
СЛАЙД 6
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.
Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами, оттиск печатями из картофеля, ватными палочками, тычками.)
СЛАЙД 7
В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания, прихлопывания, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание).
СЛАЙД 8, 9.
При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения
СЛАЙД 10
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
СЛАЙД 11, 12.
Рисование ватными палочками очень нравится малышам, это конечно больше не рисование, а раскрашивание точками. Процесс очень простой, ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур готовый, воспитатель должен напоминать, что бы малыш, не выходил за контур.
Очень хорошо использовать небольшие стихи, играя, мы ещё и закрепляем основные цвета.
СЛАЙД 13, 14.
Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками, печатание листиками, печатками, всё это похоже на весёлую игру, детям очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры.
СЛАЙД 15.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками, тычок, трафаретом. На каждом занятии по каждой техники я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие- либо образы или сюжеты («В лесу родилась ёлочка», «Варежки», «Зайчик в зимней шубке» и т. д.) В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии я использовала игровые приёмы, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение.
СЛАЙД 16
Для обеспечения закрепления навыков и умений, полученных детьми во время ООД необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей. С этой целью в доступном месте располагается бумага, изобразительные средства (карандаши, ватные палочки, несложные трафареты, тычки, небольшие штампики.)Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого. Наиболее интересные, выразительные работы детей мы используем для оформления интерьера групповой комнаты.
СЛАЙД 17
Взаимодействия с семьями воспитанников позволяет нам дополнить и закрепить работу, начатую в детском саду. С этой целью мы проконсультировали родителей на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», «Вот мы взяли краски в руки» и другие.
В процессе проделанной нами работы мы наблюдаем положительную динамику в развитии детей раннего возраста. Это говорит о том, что мы на правильном пути. И в будущем я планирую продолжать работу в данном направлении.
СЛАЙД 18.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главная цель моей работы, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
СЛАЙД 19