Анна Брысина
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №26
Проектная деятельность на тему :
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Брысина Анна Сергеевна
Тип проекта:
Публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Творческий.
Включает в себя: творческую, экспериментальную, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Актуальность проекта
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изодеятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Цель проекта:
Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования,
аппликации, лепки.
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Развивающие
Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.
Воспитательные:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Воспитать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Для родителей:
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изодеятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Предполагаемый результат:
Увеличить динамику высокого уровня развития по ИЗО.
Способствовать самореализации личности ребёнка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
Формировать у детей о нетрадиционных способах изодеятельности;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации.
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Создание детского альбома рисунков.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок. Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа. Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий. Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисовать»
2 этап – основной.
Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изодеятельности и различных нетрадиционных материалов.
Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками : раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью, поролоном. Также познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, проводились эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т. д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками и пастелью, мыльной пеной. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.
3 этап - завершающий.
Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.
Оформление выставки детских работ.
План мероприятий по реализации проекта
«Нетрадиционные техники рисования»
Дата Тема Цель
9.10. 2017 Беседа на тему :
«Кто такие художники?»
Рассказать детям подробнее о профессии "Художник"
Показать примеры нетрадиционных техник рисования, кратко ознакомить с их особенностями.
10.10.2017 «Осень золотая»
Техника печатания листьями.
Познакомить детей с техникой отпечатывания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях, или тампоном при печати.
11.10.2017 "Разноцветные рыбки"
Пластилинография. Научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи.
12.10.2017 "Платочек для мамы".
Штампование. Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование штампами из поролоновых губок. Продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
13.10.2017 "Павлин"
Рисование ладошкой.
Совершенствовать с детьми технику рисования ладошкой. Развивать образное восприятие, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к прирорде.
16.10.2017 "Необычные цветы"
Ниткопись или ниткография. Научить детей создавать с помощью нитей (шерстяных, капроновых, мулине и т. д.) эффективные, красочные, оригинальные картины
17.10.2017 Рисование ватными палочками, зубочистками.
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Развивать художественное творчество, эстетические чувства.
18.10.2017 "Первый снег"
Набрызг. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.
19.10.2017 "Космический пейзаж"
Рисование свечой или восковыми мелками Учить изображать космическое пространство, формировать умение самостоятельно передавать образы предметов.
20.10.2017 Подведение итогов.
Выставка работ.
Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
ЗАГАДКИ
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я… (Художник)
Нанесет она узор
Очень трепетный и нежный –
Будь то небо или бор,
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Все раскрасит… (Акварель)
Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Вам раскрашу я раскраску,
А еще - картинки к сказке
Нарисую малышу.
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная. (Гуашь)
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня -. (Палитры)
Конспект НОД
С использованием здоровьесберегающих технологий
«Осень золотая»
с применение метода нетрадиционного рисования
Выполнила: Брысина Анна Сергеевна
Цель:
Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.
Задачи:
Закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразительной техники, познакомить с новым видом (оттиск, отпечаток листом с дерева); развивать технические навыки, в рисовании, работая разными материалами и способами; развивать творческое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память. Развивать любознательность, воображение, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней природой, сбор листьев на прогулке. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением золотой поры, беседы об осени и ее основных признаках, наблюдения за изменениями в природе, происходящими осенью, чтение и заучивание стихотворений о золотой поре,чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций других художников с изображением осенней поры.
Материалы:
краски гуашь, кисти, штампы, салфетки, банки с водой, листы для рисования, стенд для выставки, подборка иллюстраций и репродукций картин с изображением осени, музыкальная подборка, осенние листы (клен, дуб, калина).
Ход занятия:
(Звучит шелест листвы).
Воспитатель:
- Ребята, скажите пожалуйста, какое у нас сейчас время года?
Ответ детей.
Воспитатель:
- Назовите ее приметы?
Дети: - Похолодало, листья пожелтели, начали опадать; пошли дожди, птицы собираются улетать в теплые края и т. д.
Воспитатель:
А вам нравится осень? Чем? Мне нравится ходить по опавшим листьям как по золотому ковру. Вот послушайте стихотворение на осеннюю тему :
На палитре Осень
смешивала краски:
Жёлтый цвет – для липы,
для рябины – красный.
Охра всех оттенков
для ольхи и ивы –
Все деревья будут
выглядеть красиво.
Ветерком подула,
листья подсушила,
Чтоб дождём холодным
красоту не смыло.
Украшать не стала
лишь сосну, да ёлку,
Слишком у подружек
колкие иголки.
Приходилось ли вам гулять по осеннему городу? Не правда ли, осенью очень красиво. Как будто добрый волшебник раскрасил все вокруг яркими красками. Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину.
А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем необычным способом - эстамп. Что это такое? Это отпечатывание, с каких – либо форм, в данном случае с листьев, на бумагу.
Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза:
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер, закачались тут же ветки (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед–так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем).
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в и аккуратно приступим к работе. (Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень»).
Практическая часть. Воспитатель показывает правильность выполнения работы.
Шаг 1. Рисуем небо и землю.
Работу начнем с оформления фона. Лист размера А4 расположим горизонтально. С помощь штампиков движением слева направо изображаем хмурое небо.
Шаг 2. Рисуем на фоне землю.
Предложите детям вспомнить, какие краски у осени? Пусть они подумают, чем отличаются старые деревья от молодых? Какие деревья они будут изображать на рисунке? Нарисуем землю с опавшими листьями коричнево-зелёными красками методом штампования.
Шаг 3. Рисуем дерево в технике отпечатков листьев на бумаге.
Выбираем понравившийся листок, желательно крупного размера. Красим его с обратной стороны краской любого цвета в соответствии с красками осени. Это важный нюанс, так как прожилки на обратной стороне листьев деревьев более выраженные, а значит дадут нам более красивый отпечаток.
В этой технике рисования краска должна быть достаточно густая. Не нужно кисть сильно мочить в воде, иначе отпечаток будет размазанным.
Затем нужно взять листик, уложить его аккуратно на подготовленный фон на задний план так, чтобы не было сдвига листочка по бумаге. Сверху накрываем наш листок бумажной салфеткой. Она предохранит вашу работу от размазывания выступившей из-под листочка краски. Далее нужно придавить салфетку ладошкой или легонько погладить кулачком по ней.
Убрать салфетку. Снять осторожно листок за хвостик.
Вот и появилось в нашем осеннем лесу первое нарисованное дерево!
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ.
Подведение итогов.
"Необычные цветы"
Мастер класс по рисованию в старшей группе
«Техника рисования ниткописью»
2017г.
Цель:
Научить детей создавать с помощью нитей (шерстяных, капроновых, мулине и т. д.) эффективные, красочные, оригинальные картины в нестандартной технике.
Сформировать практические навыки работы с нитками и новыми инструментами.
Задачи:
Способствовать интеллектуальному развитию, стимулируя логическое и пространственное мышление.
Развивать тонкую моторику, координацию движения, глазомер.
Развивать усидчивость, терпение, внимание и наблюдательность.
Стимулировать воображение и фантазию.
Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Развивать чувство композиции, сенсорное восприятие и художественный вкус.
Предварительная работа:
Беседа на тему нетрадиционных методов рисования. Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением цветочных натюрмортов, букетов. Чтение стихотворений о цветах. Рассматривание репродукции картины художников, а также эскизов с изображением цветочных натюрмортов.
Материалы:
краски гуашь, кисти, нити (шерстяные, капроновые, мулине и т. д., салфетки, банки с водой,, стенд для выставки, подборка иллюстраций и репродукций картин с изображением натюрмортов, музыкальная подборка.
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, а хотели бы вы нарисовать для мам необычные букеты в интересной нетрадиционной технике?
Ответ детей.
Воспитатель:
-Отгадайте мою загадку. И вы узнаете с помощью какого необычного предмета мы будем сегодня рисовать.
Есть в клубочке, есть в катушке,
Даже есть в игольном ушке.
Ответ детей.
Воспитатель.
- Все верно, сегодня нам поможет в работе простая ниточка.
При помощи обычных хлопковых или шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки. Такая техника называется ниткопись. (Демонстрация детям готовых рисунков в этой технике.)
Динамическая пауза:
- Киска ниточки мотала вращать руками, как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала. вытянуть обе ладони вперед
- Зайке слева. вытянуть левую руку вперед
- Мишке справа. вытянуть левую руку вперед
- Молодчина Киска! Браво! похлопать в ладоши
- Сколько стоит? - Три рубля.
Покупайте у меня! показать три пальца,сжать кулачки
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть в руки и аккуратно приступим к работе. (Дети работают под музыку Чайковского «Вальс цветов»).
Практическая часть. Воспитатель показывает правильность выполнения работы.
1. Возьмите лист белой бумаги, сложите его пополам.
2. Оторвите от катушки нитку длиной 25 см, конец нитки на 15 см опустите в гуашь.
3. Опустите окрашенную нитку на одну сторону листа так, чтобы чистый остаток нитки свисал с листа.
4. Сложите лист пополам. Зажмите ладонью окрашенную нитку между бумагой и вытащите её под натяжением через свободный край листа. Положите использованную нитку на салфетку.
5. Разверните бумагу и удивитесь полученному изображению.
Если образ виден сразу и не нуждается в доработке, то оставьте его сушиться в неизменном виде.
Если же на ваш взгляд не хватает нескольких деталей (глаза, лапы, уши и т. д., дорисуйте кисточкой.
Главное – не переусердствуйте с дорисовкой деталей. Основным вашим инструментом должна быть нитка.
Чтобы рисунок получился более красочным, можно одновременно окрасить несколько ниток разными цветами и выложить их на одну сторону листа (нитки соприкасаются и цвета смешиваются)
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ.
Подведение итогов.