Ольга Слугина
Инновационный опыт работы «Эмоциональное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эмоциональное воспитание детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Слугиной Ольги Ивановны
воспитателя
МДОУ «Детский сад №120 общеразвивающего вида
городского округа Саранск
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
Публикация «Инновационный опыт работы „Эмоциональное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие
духовного и эмоционального мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивительный он не потому, что это беззаботное время, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их, как радостное и совершенно естественное явление.
Не развивая эмоционально ребенка, ему будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
Он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.
Поэтому с раннего детства необходимо учить детей общаться друг с другом, и взрослыми. Ведь именно общение в значительной степени обогащают чувства ребенка. А чувства влияют на развитие эмоциональной сферы.
Актуальность и перспективность опыта.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения эмоциональных и гуманных чувств.
Актуальность эмоционального воспитания в дошкольном возрасте очевидна потому, что:
- чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- взрослые не всегда внимательны к ребенку, к его чувствам и настроению;
- дети не могут распознавать эмоции окружающих, не умеют контролировать их, а это значит, что они не могут выстраивать хорошие отношения с окружающими людьми.
Актуальность эмоционального воспитания состоит и в том, что у детей имеются определенные нарушения в общении, уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.
Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Общение с ребенком должно превратиться в волшебный сад, где царят мир и взаимопонимание, доброта и покой, улыбки любящих людей, прекрасное настроение и радость общения друг с другом.
Как научить ребенка общаться, проявлять свои чувства, приобретать жизненный опыт. Такое возможно только в Театре…. Театр! – это всегда сказка, чудо, волшебство. А как же использовать театр в эмоциональном воспитании ребенка? Как научиться распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их. Это значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми, давать положительную самооценку себе и окружающим.
Исходя из этого, определилась цель реализации данного опыта : развитие чувств дошкольника через приобщение к миру театра.
Для решения поставленной цели и был разработан творческий проект «Ребенок в мире эмоций», который определил систему воспитательно-образовательной работы с детьми по обозначенной цели. Выбранная технология проектирования образовательной деятельности направлена на использование таких организационных форм адекватных возрасту детей, которые способствуют эмоциональному развитию через театрализованную деятельность.
Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для эмоционального развития. В этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, вследствие этого нужно создать все необходимые условия, профессионально строить методику своей работы. В этом и заключается актуальность данного опыта.
Условия возникновения опыта.
Изучение запросов родителей, наблюдения за детьми показали, что дети нуждаются в эмоциональном развитии, а именно в развитии таких чувств как радость, печаль, гнев, страх. Без развития эмоционального мира, не может сформироваться эмоционально-нравственная личность ребенка.
Эмоциональное воспитание ребенка, в существующих образовательных программах, связано с общими процессами его интеллектуального развития и нравственного воспитания. Это осложняет педагогам осмысление задач эмоционального воспитания, осознание их значимости в личностном развитии ребенка-дошкольника.
Поэтому и возникала необходимость эмоционального развития детей в раннем дошкольном возрасте.
Своеобразие и новизна опыта
Разработанный проект «Ребенок в мире эмоций» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, межличностного общения и развитию чувств через театрализованную деятельность.
В работе :
- показано, что развитие эмоциональной сферы ребенка успешно
достигается в условиях специально организованной театрализованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о взаимодействии с окружающими людьми;
- обоснована необходимость формирования эмоциональных чувств на
ранних этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;
- прослеживается интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литература», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация» и др.
- предложены для практического применения: мини-проект, конспекты непосредственно образовательной деятельности, тренинги, театрализованные представления, которые могут использоваться воспитателем в различных видах деятельности.
Реализация основных концептуальных идей воспитания базируется на следующих принципах: природосообразности, диалогического общения, доверительного сотрудничества, ненасилия, принцип культуросообразности.
Принцип природосообразности - образование в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, способностями и склонностями, индивидуальными особенностями восприятия.
Принцип диалогического общения - рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка.
Принцип доверительного сотрудничества - открытость, взаимная обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса;
«ребенок-педагог», «родители-ребенок», «педагог– родители».
Принцип ненасилия - отсутствие какого бы то ни было навязывания ребенку чуждых его интересов.
Принцип культурно-деятельностный - содержит в себе идею сохранения и накопления жизненных сил растущей личности. Данный принцип напрямую относится к личностному становлению, предполагает развитие у детей адекватных навыков и умений, специфических потребностей, связанных с контролем и самоконтролем, оценкой и самооценкой, самостоятельной постановкой целей и поиском оптимальных способов их достижения.
Наличие теоретической базы.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного и эмоционального мира детей…” /Б. М. Теплов/.
Р. И. Жуковская, М. С. Карпинская, Р. П. Чудинова отмечали о сближении ребенка с литературными персонажами, формирование процесса сопереживания, сочувствия, содействия. Они утверждали, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, открытий ребенка. Развивает эмоциональную сферу ребенка.
Б. М. Теплов утверждал «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Л. И. Божович в своих работах, обращал внимание на развитие у ребенка в период с 3 до 6 лет осознания своего Я, появление стремления «примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию».
Психологической методологией представленного опыта являются теоретические положения о развитии личности известного детского психолога Н. Н. Поддьяковой «Яркие положительные эмоции дети получают в театре. Иначе говоря, именно театр имеет возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка».
Ведущая педагогическая идея.
Анализируя свой опыт, считаю, что неумение детей взаимодействовать с социумом – это фактически следствие неумения взаимодействовать с самим собой. Поэтому, одной из главных задач является формирование у детей уверенности в себе, своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
Потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни.
Именно в театрализованной деятельности, у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального развития : активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении положительных эмоций.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Оптимальность и эффективность средств.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала.
Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками. А также формировать умение оценивать поступки свои и других людей необходимо на специально организованных занятиях, построенных в форме театрализованной игры. С помощью игрового воображения ребенок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых, превращаясь в них чисто эмоционально. Влияние театрализованной игры на чувства детей огромно, так как она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. Театрализованная игра характеризует эмоционально - нравственные проявления ребенка, предоставляя возможность судить о его навыках общения. В театрализованной игре дети создают свой мир, в котором действуют так, как им нравиться. Эти игры направлены на ослабление внутренней напряженности ребенка, на осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Способствуют формированию у детей навыков совместного взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со своими товарищами в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театр пробуждает фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов, формируют у детей положительный образ своего Я. Таким образом театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Дошкольный возраст – это наиболее целесообразный период для эмоционального развития, в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, вследствие этого педагог создает все необходимые условия, профессионально строит методику своей работы.
Считаю, что наибольший эффект достигается, когда театрализованная деятельность используется во время организации и проведения различных видов детской деятельности. Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку и ситуацию, легко находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Данный подход, по моему мнению, способствует обеспечению успешной социализации детей на пороге школы и способствует решению основных задач по формированию эмоциональной сферы ребенка :
Задачи Пути решения
1. Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам, нормам поведения, развивать уверенность в себе, уметь оценивать себя со стороны Через самовыражение в активном действии
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. д).
Развивать речевые и исполнительские способности Через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиции, исполнение пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов.
Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость к содержанию художественных произведений.
Учить понимать эмоции других и замещать негативные эмоции на положительные Через адекватную эмоциональную оценку собственного негативного опыта в действии и слове.
Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Через собственный опыт
Создавать словесные и двигательные фантазии по музыкальным композициям. Через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, музыкальных композиций.
Воспитывать гуманные чувства. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей в кукольных и драматических спектаклях
Через собственный опыт и самостоятельную оценку действий персонажей
Театрализованная деятельность связана и с другими видами деятельности. Это рисование любимых героев или отдельных сюжетов из сказок; в лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений. Часто дети получают домашние задания, тем самым привлекаю родителей активно участвовать в эмоциональном развитии детей.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с театром, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие окружающего, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Эмоциональное развитие в процессе театрализованной деятельности эффективно при использовании специальных технологий, которые направлены на развитие личности ребенка в целом и способствуют успешной его адаптации в любой социальной среде.
Задача взрослых:
- познакомить детей с миром театра, помочь полюбить его так, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем;
- развивать личностные качества ребенка посредством театрализованной деятельности;
- способствовать развитию положительных эмоций.
Результативность опыта.
Системная организация работы по проекту «Ребенок в мире эмоций», привела к достижению максимально-возможных результатов:
- у детей появилась уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением;
- наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности;
- у детей сформированы навыки совместного взаимодействия со сверстниками. Дети умеют выслушать и понять друг друга, выразить свое мнение, учесть пожелания друзей и скоординировать с ними свои действия.
- сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего эмоционального развития : способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень эмоционального развития дошкольников.
Опыт работы представлен мини-проектом «Ребенок в мире эмоций», конспектами непосредственной образовательной деятельности в форме различных видов занятий, конспектами развлечений и праздников; дидактическими пособиями; рекомендациями, советами, консультациями родителям, детскими рисунками, данными мониторинга развития эмоциональной сферы ребенка.
Инновационный педагогический опыт направлен на формирование положительных эмоций, личностно-значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения через театрализованную деятельность.
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов в области развития эмоциональной и чувственной сферы у дошкольников с последующей социализацией ребенка в обществе.
Адресная направленность.
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели детского сада.