Елена Кузина
Опыт работы «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников»
▼ Скачать
ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ»
Введение
Публикация «Опыт работы „Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных православных праздников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Опыт работы, практика
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
«…. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа… При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Президент РФ В. В. Путин.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. В настоящее время проблема воспитания душевно, психологически и физически здоровых детей стоит особенно остро.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Россия, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.
Актуальность. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, суицида молодых людей, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, все это нелегким бременем ложится на неокрепшую душу ребенка.
Проблема восстановления культурно–исторических ценностей является настолько трудной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только общими совместными действиями педагогами, священнослужителями и родителями.
Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области дошкольника и осуществляться в повседневной жизни, на занятиях полноценного духовно – нравственного воспитания. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Из вышесказанного решила работать по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций Православных праздников».
Целью работы является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, человека (гражданина России).
Для достижения цели определила следующие задачи:
- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям, направленной к высшему идеалу;
-Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Осуществление комплекса мер по просвещению родительской общественности, возрождение и сохранение отечественных традиций семейных отношений.
-Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, традициям народа.
-Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Новизна опыта заключается в использовании православных традиций, культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения и носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и не ограничивается только учебным годом, а продолжает свою деятельность в виде православной дворовой площадки.
Православный компонент дошкольного образования реализуется на основании принципов:
- единства Церкви, семьи и дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей;
- построение уклада жизни образовательной организации на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
- целостности и непрерывности педагогического процесса воспитания и обучения детей до поступления в начальную школу и преемственных связей с ней;
- учета региональных особенностей, культурных традиций.
Введение и реализация Православного компонента дошкольного образования обеспечит:
- возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
- духовную безопасность личности, семьи и общества;
- консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Православного компонента дошкольного образования:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование уверенности в собственных возможностях и способностях;
- духовно-нравственное развитие личности ребенка, выявление и развитие его способностей, раскрытие творческого потенциала;
- охрана и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
- взаимодействие педагога с семьей, укрепляющее навыки христианского благочестия и добродетельной жизни, деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- использование современных инновационных технологий;
- участие родителей, педагогических работников в разработке программ православного дошкольного образования, проектировании и развитии воспитательно-образовательной среды.
Предполагаемый результат:
- сформирована гармоничная духовно-здоровая личность ребенка;
- сформированы навыки межличностного общения детей с позиции равенства, уважения, взаимопонимания;
- воспитаны такие чувства, как патриотизм, милосердие, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, потребности в служении людям;
- приобретен опыт и знания в православной культуре, её традициях и праздниках.
Работая по данной теме, мы убедились, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности. Так же наши воспитанники узнали основные православные праздники, познакомились с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, почувствовали сопричастность к традициям нашего народа.
Основная часть
Для организации работы по теме «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников» была подобрана литература и оформлен следующий методический материал.
Разработала модель духовно - нравственного воспитания дошкольника (приложение №1).
Составила план работы по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (приложение №2) и план работы по духовно-нравственному воспитанию с педагогами, родителями и социальными партнерами (приложение №3).
Разработала и реализовала с детьми своей группы следующие проекты: «Как Федора Масленицу справляла», «Педагогическая поддержка в работе ребенка и воспитателя», «Проект Летнего православного оздоровительного отряда «Светлячок» и др. (См. на сайте "Maam.ru, все для воспитателей детских садов - Елена Кузина").
Создала три выпуска номеров группового журнала «Праздник детства». Являясь учителем группы «Дошколята» в Воскресной школе при Приходе храма Рождества Пресвятой Богородиц г. п. Малиновский составила программу «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основе национальных традиций Православных праздников. Летом 2015 года дети из моей группы были привлечены к совместному отдыху на православной площадке при храме Рождества Пресвятой Богородицы г. п. т. Малиновский. С детьми проводились различные творческие занятия, игры, музыкальные посиделки, кулинарные мастер-классы. Завершением и украшением сезона стал детский концерт, на который были приглашены родители наших детей. Ребята представили зрителям танцевальные, музыкальные номера, а также читали стихотворения. В завершении концерта состоялось чаепитие.
Материалы к системе работы по «Воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников основаны на программе Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников», методических рекомендаций для воспитателей Л. Б. Фесюковой, на годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников.
Занятия по программе «Зернышки добра» рассчитаны на 2 года (для детей 4-6 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия «Зернышки добра» проводятся в форме увлекательной игры, беседы, игры - драматизации в которой непосредственное участие принимают зрители. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности и режимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, драматизация игр, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. В тематических праздниках присутствует традиционное угощение: на Пасху – кулич, Рождество – конфеты, Масленицу – блины и т. д.
Занятия по данной программе проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий может изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые на взгляд педагога будут способствовать реализации программного содержания.
Нужно отметить, что наши занятия-утренники не перегружены назидательностью, а содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. События празднования подаются в игровой, театральной форме, которые заканчиваются нравственным выбором, предполагая самостоятельное рассуждение и размышление о своем решении ситуации.
Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо - физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.
Дети старшего дошкольного возраста изучают символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, культурные традиции праздники; историю своей Родины. В рамках нашей программы с детьми проводятся беседы о правилах духовно-нравственного поведения дома и на улице. Дети вспоминают знакомые им сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Буратино» – не послушался Папу Карло и чуть не попал в беду. «Маша и медведь» - нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться и твои близкие будут о тебе тревожиться.
«Кошкин дом» - в беде нужно помочь ближнему – «Взялись дружно раз, раз, и огонь погас. Так же художественная деятельность является неотъемлемой частью процесса духовного и эстетического воспитания.
Разработала конспекты тематические занятия: «Блаженно сердце, способное миловать», «Царство вежливости и доброты», «Путешествие Маши в лесу», «Духовный смысл победы» (приложение №9). Презентации: «Духовный смысл Победы», «Что такое Рождество», «Былинный герой».
Систему своей работы, решила построить по принципу пирамиды, в основе которой заложена семья, ведь именно в ней начинается формирование личности:
Кроме того, в формировании духовно-нравственной личности взаимодействуют социальные партнеры, такие как: Церковь, библиотека, школа, Дом Культуры.
• Совместно с общественными партнерами подготовила сценарии и провела праздники: «День Матери», «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Аты- баты», «Крещение Руси». (приложение №7).
• На сайте «Одноклассников» мною создана группа под названием «Пчелки» (в которой информирую родителей о различных мероприятиях, происходящих в группе и получить консультацию от других педагогов д/с «Улыбка» и социальных партнерах) на сегодняшний день в группе 30 человек, 22 из которых родители моих воспитанников.
• На сайте "Maam.ru, все для воспитателей детских садов - Елена Кузина" мною периодически выкладываются отчеты, праздники, проекты и занятия, проведенные с детьми своей группы.
• Подготовила и провела консультацию для воспитателей на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания дошкольника» (приложение №4).
• Выступила с докладом на совещании педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Советского района с темой «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православных традиций» (приложение №5).
• Организовала и провела с родителями праздники светского и церковного календаря, в форме «Семейная гостиная».
- День Матери
- «Семь Я»
- Рождественские колядки
- Духовно – патриотическое мероприятие «Аты-баты»
- Праздник здоровья «мама, папа, я – олимпийская семья»
- Проведение акции «Сотвори добро на Рождество».
• Создала 3 выпуска Журнала группы «Пчелки» под названием «Праздник детства» один из которых составлен в виде календаря, и называется «Наши любимые православные праздники» (приложение №6).
• Провела для родителей круглый стол по темам: «Искусство наказывать и прощать»; «Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»; Рекомендации родителям; «Роль религиозных праздников в семье»; Православное воспитание детей; «От древних времен до Георгиевской ленточки» (приложение №9).
• Организовала родительские собрания по темам: «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» (протокол №1, 2013г.); «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через русскую народную сказку» (№,1 2014г.); «Воспитываем добротой» (протокол №2, 2014г.); «О духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе православных традиций» (протокол №3, 2015г.).
• Активно принимаю участие в оформлении группы и пополнении предметно-развивающей среды с учетом темы самообразования. Групповые комнаты оформлены в стиле русских народных и отечественных сказок. Оформлен книжный уголок по теме «Мир - прекрасное творенье». Изготовлены наглядно-дидактические пособия, настольно – печатные игры («Хорошие и плохие поступки», игры со строительным материалом («Ступеньки к Храму»). Подобран иллюстрационный материал, обновлены разные виды театра, куклы, маски; подготовлены книжки – раскраски, картинки, цветные иллюстрации с изображениями героев сказок и былин. Создана библиотечка (видеотека) духовно-нравственной литературы. Оформлена папка для досугового чтения: «Калейдоскоп наших праздников для наших любимых детей», (приложение №8). Оформлены дидактические игры: «Назови православный праздник», «Собери Храм», «Как Вы знаете православные праздники»; «Какие храмы России Вы знаете»; «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»; «Какие памятники святым в России Вы знаете»; «Раскрась пасхальное яичко»; «Мой ангел» (приложение№10).
Заключение
Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на детей дошкольного возраста. Дети сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. В результате анкетирования родителей все желают, чтобы их дети были знакомы с традициями нашего народа, религией и имели представления о морали и нравственности. В среднем 95% семей (мною опрошенных) называют себя православными людьми и положительно относятся к встрече их ребёнка с православным священником. Данная система работы по теме дает возможность педагогу проявлять творчество в работе и само реализовываться, а родителям активно участвовать в формировании духовно-нравственного воспитания своего ребенка.
В дальнейшем планирую продолжить работу по выбранной теме, хочу разработать программу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя «православный компонент»; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Список литературы
1. Проект Программы «Школа возрождения» г. Нягань.
2. Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М. : Дошкольное воспитание, 2004 г.
3. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников ДОУ № 3 «Ягодка» г. Краснодона.
4. С. Сычева. Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ», http://www.maam.ru/.
5. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.
Мониторинг духовно-нравственного воспитания дошкольников
Для определения уровня развития духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста, был проведен мониторинг методики И. Г. Щукина выделяет три группы методов:
• методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример).
• методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
• методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как:
• поощрение и наказание.
Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий.
К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.
В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.
Итак, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Предлагаем методики диагностики нравственного развития детей.
1. Методика «Закончи историю» автор Р. Р. Калинина.
Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций:
История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила.
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила.
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л. Г. Матвеева, И. В. Выбойщик.
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Обработка результатов
0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.