Анна Федонова
Опыт работы «Инновационный подход к формированию нравственных чувств детей средствами разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем… Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Публикация «Опыт работы „Инновационный подход к формированию нравственных чувств детей средствами разных видов деятельности“» размещена в разделах
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет».
(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)
Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения?
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности и формировании основных моральных качеств. Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также формирования социального интеллекта ребенка.
Специфика логопедических групп такова, что каждые два года к нам приходят новые дети из разных детских садов. Приходят разные дети : сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. И перед нами всегда стоит вопрос - как объединить их в один дружный коллектив сверстников, умеющий дружить, проявлять заботу о близких? Как научить состраданию и сочувствию? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать нравственные нормы и правила потребностью, необходимой частью жизни?
Годовая задача нашего дошкольного учреждения способствовала углубленному изучению данной темы и разработки эффективных форм работы с детьми и родителями.
Цель нашей работы заключается в формирование нравственных чувств детей через разные виды деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач с учё том интеграции образовательных областей:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
- воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
- Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
- расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
- обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.)
- показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания, ведь современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности.
Позвольте, уважаемые коллеги остановиться на основных формах работы по данной теме, которые, на мой взгляд, позволяют нам эффективно решать поставленные задачи.
Задачи нравственного воспитания необходимо решать в процессе ознакомления с окружающей действительностью. В этом нам помогают экскурсии по улицам родного села, экскурсии в ЦДБ, Александровский историко-краеведческий музей.
Дети знакомятся с достопримечательностями села, участвуют в акциях, которые агитируют жителей нашего села на нравственные поступки, соблюдение норм и правил поведения в общественных местах.
В процессе посещения выставок дети знакомятся с талантливыми людьми, их творчеством.
Посещая ЕДДС наши дети усвоили правила поведения в чрезвычайных ситуациях. После просмотра мультфильма приняли участие в беседе с диспетчером и выяснили, что страх, боязнь и непослушание могут привести к печальным последствиям.
Огромное значение в воспитании нравственных чувств дошкольников имеют проекты. В настоящее время в группе реализуется проект «Страна доброты», в процессе которого дети учатся быть внимательными к окружающим, учатся взаимодействовать с коллективом сверстников. Коррекционные сказки О. Шороховой «Зайка-зазнайка», «Непослушный Ваня», «Добрые слова» и мультфильмы «Подарок для самого слабого», «Маша и волшебное варенье», «Мешок яблок», «Королева - зубная щётка», с которыми дети знакомятся в проектной деятельности, позволяют определить поступки героев, оценить и проанализировать такие качества личности как зазнайство, хвастовство, жадность, трусость, неряшливость. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.
В индивидуальных проектах дети учатся общаться друг с другом, знакомят сверстников со своей семьёй, увлечениями семьи. Выясняют в процессе беседы, что означает герб семьи, каково его значение, как он отражает интересы и увлечения членов семьи.
Работа по формированию нравственных чувств дошкольников ведётся в течение всего дня в разных видах деятельности. В процессе создания игровых ситуаций или на конкретных примерах того или иного поведения дети стараются определить своё отношение к поступку, оценить его, выстроить модель правильного поведения в сложившейся ситуации.
Мы используем уникальную возможность взаимодействовать детям из разных возрастных групп, так как вместе гуляем и проводим праздники с детьми параллельной логопедической группы «Рыбка». Дети учатся взаимодействовать не только в группе сверстников, но и с детьми постарше.
Так в процессе организации игр, наблюдений, экскурсий, дети подготовительной группы могут проявить заботу и наставничество к детям старшего возраста. А дети старшего возраста учатся, например правилам игры, умению слушать старшего по возрасту.
Нравственное воспитание затрагивает все виды деятельности. Дети учатся работать вместе в процессе подготовки к НОД, дежурства, уборки участка или игровых уголков. Это позволяет распределять обязанности между собой, договариваться, проявлять уважение к труду всех членов коллектива. Во время коллективных игр и самостоятельной деятельности дети учатся управлять собой, своими эмоциями и поведением, а главное делиться деталями и игрушками. При помощи игры мы решаем самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
В этом году в нашей группе появилась новая традиция «Личная страничка семьи в групповом альбоме» Это позволило детям не только увидеть фотографию членов семьи, но и рассказать о том, чем и как живут в семье, какие увлечения семьи, а так же быстро познакомить не только детей друг с другом, но и родителей.
Увлечения детей помогают узнать о внутреннем мире ребёнка, его интересах, позволяют узнать его игровые предпочтения и организовать среду с учётом интересов детей. В группе организована деятельность по ознакомлению с личными коллекциями. Благодаря этому дети узнали о том, что Валера и Тигран увлекаются изучением динозавров и имеют целые коллекции. Арина увлечённо собирает фарфоровых кукол в национальных костюмах. Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. Личные коллекции детей помогли детям делиться игрушками, понять, что личные вещи можно взять только с разрешения хозяина. Коллекции в группе выставляются в доступном для детей месте и позволяют детям играть ими. Дети вместе решили собрать коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов.
В процессе проделанной работы дети стали проявлять активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "детское общество”. В группе созданы определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками стало важным фактором полноценного формирования личности. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств : справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа ведется параллельно, дополняя друг друга. Взаимодействие с родителями - важная и сложная сторона деятельности воспитателя. Она направлена на решение следующих задач:
- определение единого подхода в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Встречи с родителями организуются в виде родительских собраний, тренингов, раздачи памяток для родителей, буклетов. В группе организовываются совместные праздники и тематические вечера.
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей. Мы стараемся привлекать родителей к совместной деятельности.
В группе организована выставка «Осенние пейзажи моего села» в которой приняли активное участие как дети так и родители. Для родителей готовится выставка рисунков ко Дню матери «Лучше мамы не найти» Оформляется фотоальбом с «Личной страничкой семьи», к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые родительские собрания, выставки, в группе реализуется проект «Мы вместе!», который позволяет выработать единые подходы к формированию нравственных чувств детей.
В рамках проекта организована родительская газета «Солнышко», информацию в которой размещают как педагоги, так и сами родители. Родители в рамках проекта взяли на себя определённые роли. У нас есть добровольцы – это те родители которые активно помогают педагогам готовить материалы, оформлять стенды, участвовать в акциях. Некоторые родители являются помощниками и выполняют определённые поручения и взятые на себя обязательства в подготовке праздников или развивающей среды группы.
В группе организовывается разнообразная совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Родители с удовольствием участвуют в праздниках и развлечениях. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, к семейным традициям, проявляют внимание и уважение к близким и родным людям, учатся взаимодействовать в коллективе.
Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству.
Позвольте обратить внимание на таблицу педагогического наблюдения за развитием детей (2,5 балла – октябрь 2015г., 3балла – ноябрь 2015г.)
В нашей группе работа по данной годовой задаче продолжает решаться и имеет дальнейшие перспективы.
Мы будем продолжать работу по формированию нравственных чувств детей в разных видах деятельности используя инновационный подход во взаимодействии с семьями и социумом:
- обобщение опыта семейного воспитания «Семейные традиции – дружная семья» семьи Семеновских;
- завершение проекта совместно с родителями «Мы – вместе!»;
- проведение акции ко Дню матери на улицах села «Твори добро!»;
- праздник для родителей «При солнышке тепло, при матушке добро»;
- посещение библиотеки с детьми и родителями «Книги о нравственности». Встреча с Л. Ф. Шубной; проведение совместного праздника «Книги учат доброте»;
- проведение родительского собрания «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей» с подготовкой презентаций семей «Моя семья самая, самая…»
Подводя итог своего выступления можно сказать, что нравственное воспитание присутствует во всех сферах деятельности дошкольников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного гармоничного развития личности, формирования такого интегративного качества как гражданственность. С помощью воспитателя и родителей, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.