Антонина Кузовкина
Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.
Ж. Тиссо
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях. Отношение к здоровью, как главной жизненной ценности, его укрепление, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста. Известно, что дошкольный возраст считают решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. К сожалению, в последнее время компьютерные игры и телевизионные передачи заменяют многим детям подвижные игры, и дети вынуждены подолгу сидеть без движения.
Публикация «Опыт работы по теме: „Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
НИИ гигиены и охраны здоровья детей отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;
стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний;
изменение структуры хронической патологии (увеличилась доля болезней органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);
увеличение числа дошкольников, имеющих несколько диагнозов.
Не исключением являются и дети нашего детского сада.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор направления работы - формирования основ здорового образа жизни в детском саду и определила тему работы по самообразованию.
Цель работы : определение составляющих успешного формирования основ здорового образа жизни у детей в процессе двигательной активности.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
формировать потребность в двигательной активности детей;
создавать оптимальные условия для воспитания здорового ребёнка;
формировать представления о способах поддержания здоровья;
развивать умения и навыки ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима дня, построение непосредственной образовательной деятельности с учетом динамики работоспособности детей, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещениям образовательных учреждений (режимы - световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).
Формирование здоровья детей регулируется рядом факторов: основные из них – образ жизни человека и состояние окружающей среды.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и мышление.
Стержнем всей моей работы является перспективный план по теме самообразования, разработанный для детей со второй младшей по подготовительную к школе группы.
По результатам обследования детей прослеживается позитивная динамика по группам здоровья. За последние три года увеличилось число детей с первой группой здоровья. Прослеживается тенденция в уменьшении детей с третьей группой здоровья. Если в 2009-2010 уч. году с первой группой здоровья было 2 ребенка (9,5 %, со второй группой здоровья – 11 (52,4 %) детей, с третьей группой здоровья – 8 (38,1 %) детей, то на конец 2011-2012 уч. года детей с первой группой стало 3 ребёнка (13,6 %, со второй группой 15 детей (68,2 %, с третьей – 4 ребёнка (18,2 %).
В своей работе придерживаюсь следующих принципов:
научность – предлагаемый материал соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;
ценностное отношение к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, с уважением и вниманием, что от состояния здоровья зависит полноценность жизни человека;
деловитость и занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.
При организации двигательной активности детей должны преобладать циклические, прежде всего беговые упражнения во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей вы-носливости - наиболее ценного оздоровительного качества. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время динамических пауз, самостоятельной игровой деятельности и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к подвижным играм, благодаря музыкальному сопровождению, занимательному содержанию, возможности выразить себя в процессе игры.
В режиме дня старалась использовать физические нагрузки различной интенсивности. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии.
В процессе своей работы использовала следующие формы :
утреннюю гимнастику (логоритмика, комплексная гимнастика со спортивным инвентарем и т. п.);
физкультминутки (гимнастика для глаз, дыхательная, пальчиковая гимнастика);
подвижные игры (со спортивным инвентарем, с нестандартным оборудованием и т. п.);
физические упражнения на улице;
спортивные упражнения, эстафеты;
физкультурные досуги, праздники;
самостоятельная двигательная активность;
дни здоровья.
При использовании таких форм, считаю, что движения детей стали более совершенными, координация улучшилась. Поэтому в процессе игры большое внимание уделяю совершенствованию бега, прыжков, лазанья, стараюсь, чтоб все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Игры подбираю так, чтобы в них происходило постепенное усложнение движений.
В группе создана предметно-развивающая среда, которая способствует развитию двигательной активности детей. Создан центр подвижных игр в спортивном уголке с необходимым инвентарем и атрибутами. Данный центр способствует организации самостоятельной игровой деятельности.
Своё внимание направляю на качество движений, чтобы они стали лёгкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость. Основное место в этой группе занимают игры спортивного характера с мячами, скакалками, обручами, флажками. Это игры с делением на команды с элементами соревнования в быстроте, ловкости.
Считаю, игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, способствуют воспитанию организованности, развитию коммуникативных навыков.
Подвижные игры занимают должное место в жизни детей. Нужно, чтобы среди игр, в которые дети с удовольствием играют ежедневно, были и народные игры.
Чтобы компенсировать недостаток движения у детей, использую для родителей разные формы работы :
анкетирование;
беседы;
консультации;
папки – передвижки;
памятки.
Активные формы :
участие в конкурсах;
«Весёлые старты»;
совместные праздники и развлечения.
Участвуя в наших мероприятиях и получая полезную информацию, родители начинают понимать особую важность двигательной активности для детей. Так как работа дошкольного образовательного учреждения тесно связана с семьёй, то считаю, что при активной работе семьи и детского сада наши дети вырастут сильными, умными и гармонично развитыми во всех отношениях людьми.
Таким образом, формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развитие ребенка. Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивается. За первые 7 лет жизни ребенок проходит огромный и важный путь в развитии движений – от хаотичных элементарных движений до сложных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания и др.). По мере накопления двигательного опыта, совершенствования функциональных свойств организма создаются благоприятные предпосылки для развития всех качеств.
В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз говорить: забота о здоровье – это важнейший труд взрослых. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».