Марина Еника
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр - это волшебный мир, в нем так интересно. В этом мире звуков, красок, жестов возможны любые чудеса и превращения, в нем есть место радостному восторгу и горьким слезам, добру и красоте.
Ребенок обладает большой природной активностью, требующей творческой деятельности. Попадая в мир театра, в мир фантазии и воображения, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал, выразить себя, свой внутренний мир.
В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают разные впечатления об окружающем мире, у них постепенно формируется художественный вкус, появляется потребность в творческой деятельности. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, а скорее – выражать себя. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. У детей активизируется словарь, их речь становиться выразительной, развивается образное мышление, память, самостоятельность.
Особый мир театра формирует коммуникативные способности, развивает эмоциональную сферу дошкольника.
Опыт моей работы направлен на систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность, что приводит к значительным успехам в развитии творческих способностей у детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на реализацию системно-деятельностного подхода в воспитании и обучении дошкольников.
Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности, поэтому считаю
важным соблюдать в своей работе с детьми «золотые правила» системно-деятельностного подхода :
• подари ребенку радость творчества,
• веди ребенка от собственного опыта к общественному.
• будь не «над», а «рядом».
В начале года в работе с детьми мною были выявлены следующие проблемы:
• дети, не могли полностью раскрепоститься, «вжиться в роль»;
• инициаторами игр выступали одни и те же дети, они же играли главные роли;
• актерские умения у детей были развиты не в достаточной степени;
• большинство детей с радостью принимали роль, но не могли активно пользоваться своей речью, мимикой, движениями.
Изучив методическую литературу по данной теме, определила для себя следующие задачи:
1. Разработать систему работы по формированию у детей художественно- образных исполнительских умений.
2. Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития
творческой активности детей в театрализованной деятельности.
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами
деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности
детей и взрослых.
Для решения поставленных задач использую разные формы работы :
1. НОД
2. Беседы – диалоги
3. Рассказы о театре
4. Пантомимические этюды
5. Индивидуальные творческие задания
6. Сочинение сказок для постановки
7. Пальчиковые игры
8. Имитационные упражнения
9. Сказки - шумелки (звуковое оформление литературных произведений)
10. Игры – драматизации, этюды, упражнения
11. ИКТ
12. Проектный метод
13. Музыкально- театральная постановка
Все методы и приемы использую в комплексе, что позволяет формировать у детей партнерские отношения, помочь им освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.
Совместно с родителями в группе был усовершенствован центр театра «В гости к сказке», где в свободное время дети самостоятельно играют.
Изготовлены самые различные виды театров : театр «ложек», игрушек из цилиндров и конусов, театр «оригами», театр «кружек», театр на палочках, «киндер-театр», театр из бросового материала.
В центре также собран весь необходимый материал для театрализованной деятельности : шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, декорации к сказкам, наглядные пособия (репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр», дидактические игры «Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки».
Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Вместе с ребятами мы проигрывали следующие этюды: «Покупка театрального билета», «Гроза», «В лесу», «Ой! Ой! Живот болит!», «Грязь», «Два сердитых мальчика», «Подарки» и другие. Рассказывали стихи руками: «Моя книга», «Пять малышей». Я читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук. Театральные игры-этюды развивают
у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а соучастником педагогического процесса.
С целью формирования представлений о дружбе, развития доброжелательного отношения к окружающим, желания поддержать друга были проведены игры: «Угадай, что я делаю», «Угадай название сказки», «Назови друга ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки, «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?». Также организовывала игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Что сначала, что потом?»
Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
Мои воспитанники научились исполнять мини-монологи и диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров: «Превращение предмета», «Конкурс лентяев», «Любитель - рыболов» и т. д.
В процессе работы составила картотеку игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции. Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Мы с ребятами инсценировали знакомые всем сказки («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя») и показывали их не только родителям и сотрудникам детского сада, но и детям младших групп.
Самый большой успех имела драматизация сказки «Коза-дереза».
Участники городского практико-ориентированного семинара «Развитие творческих способностей и духовно- нравственных представлений дошкольников на основе системно-деятельностного подхода» отметили высокий уровень актёрского мастерства моих воспитанников, и мы приняли решение участвовать в XIV-ом международном конкурсе театрального творчества «Звездный проект».
Невозможно словами передать мою радость и радость детей, когда нам сообщили, что мы стали лауреатами конкурса.
После проделанной работы сформированность исполнительных умений моих воспитанников оказалась на более высоком уровне, значительно улучшилась способность к импровизациям. Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения, повысилась эмоциональная отзывчивость.
С учётом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведённой работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей практической деятельности с детьми.
Список используемой литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,
2005. - №4.
2. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду:
Пособие для работников дошк. учреждения М. :ТЦ "Сфера", 2001.
3. Медведева И., Т. Шилова «Улыбка судьбы». М. : Линка – Пресс,2002
4. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду
для занятий с детьми5-6 лет. М. : Мозаика – Синтез,2007
5. Миланович И., Сорокина Н., «Куклы и дети». Кукольный театр
и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. : - Обруч, 2012