Аклима Данилова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе знакомства с культурным наследием Верхнекетья (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, активны, отзывчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и переживать. Это даёт нам большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Родители уже со 2 младшей группы осваивают проектный метод, создавая вместе с ребёнком мини-проекты о своей семье, профессиях родителей, растениях и насекомых. Это обогащает воспитательно-образовательный процесс.
Возвращаясь с тренировки со старшеклассниками спросила: «Мы идём по улице Сверлова, кто это?», ответа не последовало, не знали ребята и кто такой Киров. А про Ленина ответили, был какой-то вождь. И это были не двоечники, а нормальные ученики. Это меня глубоко потрясло, ведь это же не древняя история, всего каких-то 100 лет. Отсюда, у меня возникло желание создать программу «Верхнекетские горизонты», её цель – ознакомление детей с историей и культурой родного края и русского народа.
Особенностью данной программы является то, духовно-нравственное, патриотическое воспитание осуществляется через культурное наследие нашего народа, приобщение к истокам русской культуры, знакомство с мастерами земляками, живущими рядом. В программе нашли отражение вопросы ознакомление детей с историческими корнями посёлка, края, жизнью и бытом малых народов – ханты и манси; ссыльными переселенцами, людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; спортсменами, с профессиями северного края; богатством Верхнекетской земли. Ребёнок должен с самого начала почувствовать и понять, что он сын великого народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю. Перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъёму и расцвету. С защитниками отечества начинаем знакомить через былинных богатырей, постепенно подводя к понятию Армия - сила государства, оплот родины, воплощённая храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения – вот чувство, которое должно быть передано ребёнку. Решается задача – это формирование у детей уважительного отношения к российской армии, защитникам Отечества, гордость за Воинскую Славу своих отцов и дедов.
Ребёнок должен воображением увидеть простор своей страны, это национально-государственное наследие России. Он должен понять, что народ живёт не ради земли, не для земли, но что он живёт на земле и от земли. И что территория ему необходима как воздух и солнце. С термином «Территория» дошкольники знакомятся на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, посредством демонстрации различных макетов, географических карт, плакатов. Дети с интересом сравнивают территориальное пространство своего посёлка, района, области, страны с другими странами.
Ребёнок с раннего детства должен почувствовать творческую радость и силу труда, его необходимость, его почётность, его смысл. Он должен внутренне испытать, что труд не есть болезнь, и что работа, не есть работа, что наоборот, труд есть источник здоровья и свободы. С понятием «Хозяйство» сельские дошкольники знакомятся в процессе наблюдения и участия в домашнем и общественном труде, совместно с родителями и педагогами. Узнав, что у Кирюши в хозяйстве появились ягнята, мы тут же попросились на экскурсию. Купив в магазине, на свои заработанные на ярмарке деньги, гостинцы для животных, мы отправились в гости. Родители Кирюши радушно встретили нас, показали своё хозяйство, ребята имели возможность покормить кролика, бычка «Гаврюшу», подержать в руках куриное яйцо, тёплое из гнезда. Такое впечатление трудно получить от рассматривания картин. Дети с удовольствием принимают участие в выращивании цветов, овощей, озеленении группы, участка.
Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. С самого раннего возраста малыш знакомится с народными колыбельными песнями. Пение приносит ему первый духовный вздох. Русская песня глубока как человеческое страдание; искренна как молитва; сладострастна как любовь и утешение. Дети с удовольствием воспроизводят знакомые с младенчества мелодии и слова колыбельных, колядок, русских народных песен.
Мы приглашаем творческие коллективы, проводим встречи с ансамблем «Русская песня», детский коллектив «Звёздочка», играющих на народных инструментах, приглашаем воспитанников «Школы искусств». Всё это обогащает духовно, даёт представления о возможностях будущего развития вокальных способностей у детей. Знакомим с творческими земляками, проживающими в нашем посёлке.
Иногда это бывают родственники наших воспитанников. Так оказалось, что дедушки двух девочек, посещающих нашу группу – настоящие художники с художественным образованием. Встреча с ними, была интересна всем, ребята узнали много новой информации, общение было свободным и непринуждённым.
Во время знакомства с литературными жанрами, особое место отводим знакомству с поэтическим творчеством нашего поэта, педагога – Н. Я. Вершинина, воспевающим красоту природы Верхнекетья.
«В самом центре великой России, в краю вечно зелённой хвои,
есть посёлок, он очень красивый, с ним связали мы судьбы свои.»
Такие строки, где мудрость народная звучит как музыка, оказывают глубокое воспитательное воздействие. Вместе с детьми мы пробуем сочинять свои, пока незамысловатые стихи. В своей работе, я использую такой приё м: даю бумагу, изобразительный материал, по выбору и предлагаю нарисовать на разные темы, «Кому было плохо на участке во время прогулки?», «Моя семья», «Сказки» и другие темы. Дети рисуют, затем предлагаю придумать рассказ или сказку и записываю на обратной стороне листа. Перед сном я прочитываю всё детям по заданной теме, и ребята выбирают наиболее интересный рассказ и обосновывают свой выбор. К выпускному празднику мы создаём книгу детского творчества. Таких у нас три тома
С одной группой мы отработали по программе «Верхнекетские горизонты», отрадно то, что тема истории родного края продолжает интересовать ребят обучающихся уже в школе. Проектная деятельность помогает создавать новые проекты по истории района Любе Кимсановой такие как: «Не сказка о селькупах», «Солнцеворот», «Последние из могикан»(род Чамбо, «Оленья страна эвенкийской детворы». Выиграв районный конкурс, Люба представляла свои проекты на областном уровне в Северске, имеет награды за свой труд.
Воспитать в ребёнке гармоничную, духовно – нравственную личность возможно только при условии деятельностного развития всех выше перечисленных направлений.