Татьяна Ткачёва
Опыт работы по теме «Инновационный подход к формированию нравственных чувств в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование нравственности
есть не что иное, как перевод
моральных норм, правил и
требований в знания навыки и
привычки поведения личности и
их неуклонное соблюдение»
И. Ф. Харламов
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных людей, умеющих строить жизнь, основанную на добре, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны. И эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Публикация «Опыт работы по теме „Инновационный подход к формированию нравственных чувств в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.
Формирование личности ребенка, формирование у него определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. И то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Основной целью работы с детьми нашей группы является: «Формирование нравственных чувств через разные виды деятельности».
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи:
приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим, умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших хорошими поступками;
формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм;
развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Формирование нравственных чувств в нашей группе осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГО ДО, где прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и используются различные виды детской деятельности.
В работе с детьми по формированию нравственных чувств мы используем следующие формы работы :
• Наши традиции
Одним из важных условий успешного развития нравственных чувств является создание жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Чтобы создать более тёплую атмосферу и задать доброе настроение на весь день, начинаем каждое утро с минуты вхождения «Здравствуй, друг!», «Ладошки».
• Проект «Моя семья»
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Поэтому нами был проведён педагогический проект «Моя семья».
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, создание «Семейного альбома, сделанного своими руками, альбома «Семейные традиции», укрепили нравственную направленность наших детей.
• Сказкотерапия
«Сказка – ложь, да в ней намёк…» - самая что ни на есть правда – именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.
В данной форме работы мы использовали : чтение сказок «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и журавль», «Заяц-хваста», басен «Дуб и орешник» Толстого, рассказов «Просто старушка», «Печенье» В. Осеевой; просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», где дети могли выделить главную идею и мораль произведений; так же использовали придумывание сказок, вариантов концовок к сказкам; использовали элементы театрализации; художественную деятельность и т. д.
Следующая форма работы
• Виртуальная экскурсия
на тему «Что такое хорошо? Что такое плохо?» с использованием презентации «Что такое хорошо? Что такое плохо?», просмотром демонстрационного материала и решением различных ситуаций из серии «Я и другие», «Я и моё поведение»,» Уроки доброты»; обсуждение ситуаций из личного опыта и т. д.
• Игротека
«Играй, играй, в игре умения добывай!»
Для поддержания интереса к данной деятельности используем различные формы проведения игр : театрализованные игры, игры-инсценировки, игры-фантазии, игры –превращения, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры «Верные друзья», «Только хорошее», «Лабиринт», также использую в своей работе игровое проектирование «Я + ТЫ = МЫ», «Мостик», «Две гири»,«Логическая цепочка», «Туча», в ходе которых дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
• Изостудия «Портрет моего друга»
Также в нашей работе широко используется изобразительная деятельность. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости и умения отражать свои впечатления и настроение с помощью изобразительных образов.
С большим успехом у нас прошла
• Акция «Спешим делать добро!»
«В гостях у малышей», «День добрых дел».
Так же был проведён
• «Трудовой десант»
Под названием «Нужно делать нам всегда только добрые дела!»
Нами создаются ситуации реально-практического применения освоенного, ситуации взаимодействия с другими детьми или взрослыми, в которых ребенок может на практике проявить нравственные качества (помощь товарищам по группе в каких-либо делах, участие в дежурствах, забота о детях из младших групп и т. д.).
• Интересной формой работы является
«Скрытая камера»,
с помощью которой фиксируется жизнь группы, затем просматриваются и разбираются все ситуации.
• Одним из наиболее важных моментов в
нравственном воспитании является умение оценить ситуацию, поступок, мотивы поступка с позиции хорошего или плохого, доброго или злого и объяснить свою оценку В нашей группе имеется «Экран наших поступков»,где ежедневно при помощи солнышек отмечаются хорошие поступки, а тучек – плохие, а так же «Копилка добрых дел», куда складываются фотографии домашних добрых дел.
• Выставки Наше творчество
«Наши руки не знают скуки!»
• Экскурсия в мир прекрасного (в природу, библиотеку.)
Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе.
• Экскурсия в прошлое воспитывает нравственно-патриотические чувства.
Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек. Всю эту работу по формированию у дошкольников привычек нравственного поведения и формированию нравственных чувств проводим через такие формы, как родительские собрания, родительские встречи, педагогические журналы, конкурсы, вечера вопросов и ответов и др.
- Активное участие родителей проявлялось в такой форме совместной работы взрослых и детей, как создание фотоальбома «Моя семья», «Семейные традиции», рукописной газеты «Выходной день семьи», выставки «Осенние фантазии», «Осенний пейзаж моего села», совместных праздниках и развлечениях и др.
Семьёй Бускиных был представлен опыт семьи по теме «Формирование нравственных чувств у дошкольников».
Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами педагогического наблюдения, в ходе которого была определена динамика повышения нравственных чувств у детей нашей группы. Н. г- 2.9б. ноябрь – 3.3б.
У детей появилось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному. Дети стали более доброжелательными, отзывчивыми, дружелюбными.