Лилия Мирошникова
Инновационные технологии на уроках ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
.Инновационные технологии.
2.1Система Эмиля Жака Далькроза, Орфа и др.
В начале ХХ в. за рубежом были разработаны новые подходы к музыкально-ритмическому развитию детей, обучение движениям под музыку стало рассматриваться как важное направление музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. При изучении разных подходов к использованию синтеза музыки и движений как полихудожественной деятельности в системе музыкально-эстетического воспитания можно отметить вклад основоположника музыкально-ритмического развития детей швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жака Далькроза Разработанная им система базировалась на положении о том, что музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем и пространством; движения, согласованные с музыкальным сопровождением, следуют не только за ритмическим рисунком музыки, но и за всеми ее выразительными средствами, соответствуют характеру музыки. Рассматривая движение как универсальное средство развития музыкальности человека, Далькроз полагал, что, действуя в соответствии с временным ходом музыкального движения, ребенок одновременно воспринимает и звуковысотное движение, что способствует развитию мелодического слуха. [4, с3] Все упражнения разработанной им ритмической гимнастики основывались на идее о том, что ритм в музыке и ритм в пластике тесно связаны, так как у них общая основа – движение На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные. Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно – профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации [4,с 5]. Выводы Э. Ж. Далькроза об использовании синтеза музыки и движений для развития музыкальных способностей детей, результаты его педагогической деятельности в Институте музыки и ритма (г. Хеллерау) оказали большое влияние на развитие системы музыкально-эстетического воспитания во всем мире. «Происхождение грации, - цитирует Далькроз Спенсера, - кроется в экономии сил». «Развитие умения свободно владеть всеми своими членами и каждым их движением, несомненно, вызывает развитие внутреннего самообладания: крепнет воля, оздоравливается нервная система» (6. с. 242) «Мы вкладываем в свою программу – научить детей естественным свободным проявлениям всех человеческих свойств: в походке, жестах, пении, речи, … побороть неуместную конфузливость, … развить способность рассуждать и действовать, … бороться с нервозностью детей, научить управлять нервами, … достигнуть гармонии 11 между духом и телом» (4. с. 59). «Поймите же, что воспитание должно повышать духовные функции, что нервы должны научиться передавать нашему «я» все сотрясения удивительного органа, называемого нашим телом, а не только некоторые из них» (4 с. 116). «Связь между мышечной реализацией и душевным ощущением станет в конце концов абсолютной». «Для ума представление имеет то же значение, что для тела ритм; наши ритмические упражнения являются как бы связующим звеном между духом и телом» (4. С. 59).
Публикация «Инновационные технологии на уроках ритмики» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В отечественной научно-методической литературе положительно оцениваются определенные педагогические технологии музыкально-пластического развития детей, разработанные Р. Штейнером в рамках Вальдорфской школы [6,с. 25]. Направление Штейнера «эвритмия», которую он рассматривал как искусство и как воспитательное средство, включает эвритмию слова и музыкальную эвритмию : за счет сопровождения речи выразительными движениями рук реализовывалась идея «зримой речи» и «зримого пения»; музыкальная эвритмия – это пение, исполняемое с помощью движений рук, которые являются основными, а движения других частей тела, мимика лица – дополнительными. На становление системы музыкально-ритмического развития детей большое значение оказало искусство танцовщицы Айседоры Дункан. После ее успешных выступлений в Европе и Америке появилось множество школ «свободного танца», в которых танцевальная композиция рассматривалась как средство физического и эмоционального развития детей [5,с. 6]. Главным в ее танце было выражение полной свободы, а танцевальные движения были по-детски инстинктивными – идущими от природы. Главным достоинством педагогической системы, разработанной немецким педагогом и композитором Карлом Орфом в середине ХХ в., является широкое использование импровизации, приобщение к музыке всех детей, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуальных творческих сил, развитие природной музыкальности, предоставление возможности проявления творчества не только ребенку, но и педагогу. «Обучение в действии» означало для К. Орфа развитие детского творчества с помощью танцевальной импровизации, игры на элементарных музыкальных инструментах (бубен, барабанчик, треугольник, ложки, свирельки, блок-флейты, металлофон и др., аккомпанирование и пение несложных детских песен. Он считал, что для детей нужна особая музыка, специально предназначенная для музицирования. Такую музыку К. Орф назвал элементарной, она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и должна соответствовать возрастным особенностям ребенка. Его музыкальный материал был связан с речью и движением, дети могли петь и одновременно приплясывать, проговаривать речевой материал, играть на элементарных музыкальных инструментах, чередовать речь и пение. Дети могут не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и создавать и исполнять собственную детскую элементарную музыку [4, с. 15]. Идеи зарубежных специалистов музыкально-ритмического воспитания детей творчески развивались в России талантливыми педагогами отечественной ритмической школы : Н. Г. Александровой, В. А. Гринер, М. А. Румер, Н. П. Збруевой, Е. В. Коноровой, В. Е. Яновской, З. К. Шукшиной – и их непосредственными учениками – И. В. Заводиной и И. В. Лифиц. Ими был отмечен синтетический характер музыкально-пластической деятельности, в которой движения объединены музыкой, придающей им выразительность и содержательность. Получило распространение направление музыкально-ритмического воспитания, связанное с развитием эмоционально-образного восприятия музыки и творческой активности детей – методы «художественного движения» Л. Н. Алексеевой и «музыкального движения» С. Д. Рудневой [5,с