МААМ-картинки

Инновационный проект «Нейрогимнастика в работе с дошкольниками»

Cветлана Ишмурзина
Инновационный проект «Нейрогимнастика в работе с дошкольниками»
▼ Скачать +Заказ

Инновационные проекты в сфере дошкольного образования.

Тема инновационного проекта :

«Нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста»

Автор :Ишмурзина С. Р., воспитатель. г. Новотроицк.

Место работы :МДОАУ «Детский сад №2

г. Новотроицк 2024

Введение (Пояснительная записка)

Публикация «Инновационный проект „Нейрогимнастика в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю. Суть комплекса заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: движение влияет на мозговые структуры, тем самым повышая способность ребенка к обучению.

Нейрогимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями.

Проблема:

Малоподвижный образ жизни наших детей, недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Цель проекта : «Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий»

Заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: движение влияет на мозговые структуры, тем самым повышая способность ребенка к обучению.

Нейрогимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно.

Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для детализации поставленной цели в проекте были поставлены следующие задачи:

Для воспитателя

1. Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических упражнений в практике работы с детьми дошкольного возраста.

2. Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми старшего и среднего дошкольного возраста;

3. Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для работы с детьми старшего дошкольного возраста,

4. Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в свою деятельность.

5. Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли

6. Задачи проекта для детей

1. Развитие межполушарной специализации.

2. Развитие межполушарного взаимодействия.

3. Развитие межполушарных связей.

4. Синхронизация работы полушарий.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие способностей.

7. Развитие памяти, внимания.

8. Развитие речи.

9. Развитие мышления.

10. Устранение дислексии и дислалии (сложности в развитии навыков чтения, нарушения произношения)

11. оздоровление организма за счет улучшения иммунитета.

Ожидаемые результаты:

• Развитие памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;

• Развитие межполушарного взаимодействия;

• Повышение умственной работоспособности;

• Оптимизация интеллектуальных процессов;

• Коррекция проблем поведения, развитие саморегуляции;

• Развитие способностей к межличностному взаимодействию;

• Совершенствование способности к концентрации внимания;

. Совершенствование способности к концентрации внимания;

Стабилизации эмоционального фона;

• Развитие плавности, ритмичности, точности движений;

• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;

• Преодоление стеснительности, робости;

• Оздоровление организма, мобилизации ресурсов;

• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;

• Лучше ориентируется в окружающем мире;

• Легче налаживает отношения со сверстниками;

• Повышение работоспособности;

Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;

• Повышается самооценка ребенка;

• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания;

Происходит оздоровление организма за счет улучшения иммунитет

Участники реализации проекта :

Воспитатель, дети разновозрастной группы(4-5 лет,

Родители (законные представители) воспитанников

Актуальность

Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.

Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.

Условия реализации проекта :

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Научная новизна и практическая значимость

Новизна проекта : Кинезиологические упражнения универсальны и разнообразны подходят как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.

Проект разработан в первую очередь для детей с:

• низкой устойчивостью к нагрузкам;

• наличием утомляемости;

• трудностями координации движений;

• отсутствием плавности движений, не удержанием равновеси

для медлительных детей;

• с трудностями управления движениями, саморегуляции;

• наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;

• испытывающих трудности в общении;

• переживающих эмоциональное напряжение.

Некоторые занятия по нейрогимнастике и сенсорной интеграции проводятся совместно с родителем (законным представителем). Перед включением в группу, мы беседуем с родителями, изучаем индивидуальные особенности ребёнка. Работа ведется с группой детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость:

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.

II. Уровень проработанности :

Этап работы : основной (опытно-экспериментальный)

Этапы реализации проекта.

Первый этап - организационно-подготовительный

1. Постановка проблемы, определение цели и задач.

2. Подбор программно-методического обеспечения.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. ; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.

3. Обучение педагогов.

Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

4. Работа с родителями.

5. На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. В родительский уголок будем

размещать информацию о новом комплексе и приглашать родителей на встречу для овладения им.

Второй этап – рефлексивно-диагностический.

1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.

• Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

• В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.

Третий этап – практическая реализация проекта.

Вид работы Где реализуется

• Растяжки

• Дыхательные упражнения

• Глазодвигательные упражнения

• Телесные упражнения

• Упражнения для развития мелкой моторики

Релаксационные упражнения

• Использование кинезиологических упражнений на занятиях, прогулке физическая культура)

• Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности

свободная деятельность

Выполненный объем работ

Мероприятие Сроки Ответственные

Подготовка материала и литературы для проекта

Сентябрь. 1 неделя воспитатель

«Кулак-ребро-ладонь»

Нейроигра с мячом

Комплекс «нейроигры с руками»

Игра «Руки,стопы на бумаге»

Перекрестные движения

Дыхательная гимнастика

Пересыпание круп одновременно двумя руками

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Глазодвигательные упражнения

Кинезиологические сказки

3 неделя

«Рисующий слон»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Игра «Руки,стопы на ткани»

Растяжки

4неделя

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д)

Картинки - "обводилки"

Упражнение для релаксации

Октябрь 1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Растяжки

Кинезиологические сказки

Пересыпание круп одновременно двумя руками

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

«Цветные шарики.»

Перекрестные движения

Дыхательная гимнастика

Упражнение для релаксации

Глазодвигательные упражнения

3 неделя

«Рисующий слон»

Нейроигра с мячом

Комплекс «нейроигры с руками»

Нейроигра «Цветные шарики.»

4 неделя

Рисование одновременно двумя руками

Следить глазами по контуру воображаемой фигур (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д)

Картинки - "обводилки"

Игра «Руки,стопы на ткани»

Ноябрь 1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Глазодвигательные упражнения

Растяжки

Пересыпание круп одновременно двумя руками

3 неделя

«Рисующий слон»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Игра «Руки,стопы на ткани»

Кинезиологические сказки

Упражнение для релаксации

4неделя

Рисование одновременно двумя руками

Нейроигра с мячом

Комплекс «нейроигры с руками»

Перекрестные движения

Дыхательная гимнастика

5 неделя

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д)

Картинки - "обводилки"

Декабрь1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Кинезиологические сказки

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Дыхательная гимнастика

Глазодвигательные упражнения

3 неделя

«Рисующий слон»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Игра «Руки,стопы на ткани»

Упражнение для релаксации

4 неделя воспитатель

Рисование одновременно двумя руками

Комплекс «нейроигры с руками»

Перекрестные движения

Растяжки

5 неделя

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д

Пересыпание круп одновременно двумя руками

Нейроигра с мячом

Картинки - "обводилки"

Январь

1 неделя каникулы.

2 неделя воспитатель

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Упражнение для релаксации

Пересыпание круп одновременно двумя руками

«Зеркальное рисование»

3неделя

Нейроигра «Бусинки»

Глазодвигательные упражнения

Растяжки

Кинезиологические сказки

«Рисующий слон»

Комплекс «нейроигры с руками»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Дыхательная гимнастика

4 неделя

Рисование одновременно двумя руками

Нейроигра с мячом

Игра «Руки,стопы на ткани»

Февраль1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Растяжки

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Дыхательная гимнастика

Глазодвигательные упражнения

Кинезиологические сказки

«Рисующий слон»

2 неделя

Комплекс «нейроигры с руками»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Перекрестные движения

Рисование одновременно двумя руками

3 неделя

Пересыпание круп одновременно двумя руками

Нейроигра с мячом

Картинки - "обводилки"

4 неделя

Игра «Руки,стопы на ткани»

Упражнение для релаксации

Дыхательная гимнастика

Март 1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Упражнение для релаксации

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Растяжки

Кинезиологические сказки

3 неделя

«Рисующий слон»

Комплекс «нейроигры с руками»

Нейроигра «Цветные шарики.»

Пересыпание круп одновременно двумя руками

4 неделя

Рисование одновременно двумя руками (прописи)

Нейроигра с мячом

Игра «Руки,стопы на ткани»

Глазодвигательные упражнения

5 неделя

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, квадрат, треугольник, цифры и т. д)

Картинки - "обводилки"

Перекрестные движения

Апрель 1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Комплекс «нейроигры с руками»

Дыхательная гимнастика

Пересыпание круп одновременно двумя руками

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Игра «Руки,стопы на ткани»

Глазодвигательные упражнения

3 неделя

«Рисующий слон»

Нейроигра «Бусинки»

Картинки - "обводилки

Упражнение для релаксации

Кинезиологические сказки

4 неделя

Рисование одновременно двумя руками

Нейроигра с мячом

Нейроигра «Цветные шарики.»

Перекрестные движения

Растяжки

Май 1 неделя

Игра «Руки,стопы на бумаге»

«Кулак-ребро-ладонь»

Дидактическая нейроигра «Перчатки

Глазодвигательные упражнения

2 неделя

«Зеркальное рисование»

Нейроигра «Бусинки»

Игра «Руки,стопы на ткани»

Перекрестные движения

Растяжки

Кинезиологические сказки

3 неделя

«Рисующий слон»

Комплекс «нейроигры с руками»

Дыхательная гимнастика

Упражнение для релаксации

4 неделя

Рисование одновременно двумя руками (прописи)

Нейроигра с мячом

Нейроигра «Цветные шарики.»

Пересыпание круп одновременно двумя руками

Критерии эффективности реализации проекта.

Формы подведения итогов реализации программы.

Форма отслеживания результатов усвоения образовательной программы предполагает:

- индивидуальное наблюдение – при выполнении практических приемов обучающихся;

- итоговой мониторинг.

Продукты проекта для детей :

1. Спортивный праздник.

2. Фотогалерея.

3. Картотека кинезиологических упражнений.

4. Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями.

5. Игровые пособия для развития мелкой моторики. («Бусинки», «Цветные шарики» «Перчатки», Вращающиеся шары по стрелкам)

6. Пособия для проведения игр с крупами

Продукты проекта для педагога

1. Конспекты по теме проекта.

2. Библиография по теме проекта.

3. Мастер-классы («Нейрогимнастика для детей дошкольного возраста»,

«Кинезиологические игры в развитии интеллекта

4. Презентация проекта.

5. Планирование по данной теме.

6. Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки»

7. Схемы «Обводилки»

8. Схема игры «Руки,стопы на ткани и на бумаге.

9. Схемы для рисования одновременно двумя руками

Продукты проекта для родителей :

1. Родительское собрание «Кинезиология для детей».

2. Мастер-класс «Нейрогимнастика в ДОУ

3.«Презентация ««Нейрогимнастика в ДОУ»

4. Консультация «Образовательная кинезиология»,

5. Консультация «Использование кинезиологических упражнений в

повседневной жизни»

Презентация материалов проекта

1. Мастер-класс

2. Презентация проекта

3. Комплексы кинезиологических упражнений

IV этап – Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта :

Для детей:

Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Для педагогов:

• Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

• Повышение педагогической компетентности по данному вопросу.

Для родителей:

• Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Методическое обеспечение:

Литература:

• Сиротюк А. Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2008. – 60с

• Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.

• адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.

5

Публикации по теме:

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Инновационный проект «Игропарк»Инновационный проект «Игропарк» Все мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Но как создать условия для максимального развития ребёнка.

Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия»Инновационный проект с использованием 3D технологий на тему «Воспитание нравственности у дошкольников. Православная религия» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города.

Мастер-класс для педагогов «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»Мастер-класс для педагогов «Игры с фонариком как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками» Цель: познакомить педагогов с дидактическими играми с использованием фонарика. Оборудование: электрические фонарики и предметные картинки.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Нейрогимнастика в работе воспитателяНейрогимнастика в работе воспитателя Я работаю воспитателем в детском саду. В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как снижение памяти, внимания, у детей. У них проявляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект «Нейрогимнастика в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 20:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный проект «Нейрогимнастика в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Ишмурзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД