Штепа Раиса Алексеевна
Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«В театр играем – речь развиваем»
Актуальность
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Инновационный образовательный проект „В театр играем — речь развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Театрализованная деятельность – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно через театрализованную деятельность естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Театр дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование театра в коррекционной работе - это средство умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.
Как же используется театр в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через театрализованную деятельность очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?
Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.
Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно театр как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.
Цель проекта : внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.
Задачи проекта :
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность;
-формировать навыки устной речи;
-пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей;
-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;
-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
Методы реализации поставленных задач:
На логопедических занятиях используются:
Дидактические театрализованные игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.
Настольно – печатные, задача таких театрализованных игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
Коррекционно – развивающие театрализованные игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.
А также театрализованные игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.
Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
Театрализованные игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции
Обучающая – позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, достичь поставленных дидактических задач;
Развивающая – заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в ней заложено проявлено;
Воспитательная – помогает выявить индивидуальные особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере воспитанников;
Коммуникативная – состоит в умении в процессе игры общаться со сверстниками, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность;
Развлекательная – способствует повышению эмоционально – положительного тонуса;
Психологическая – развитие творческих способностей детей.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение
основных направлений, изучение педагогической литературы
II этап– формирующий
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда
педагогических знаний среди воспитателей и родителей
III этап – заключительный
Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных
пособий.
Работа с родителями
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Еженедельное информирование о ходе проекта.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
— Рекомендации:
- По развитию интонационной выразительности речи,
- По разучиванию диалогов между героями сказок;
- По развитию мелкой моторики
— Семинары-практикумы:
- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;
- Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- Знакомство с речевыми играми.
Предполагаемый результат:
• умение владеть навыками выразительной речи;
• умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
• проявлять интерес, желание к театральному искусству;
• передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;
• взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
• умение последовательно высказывать свои мысли;
• умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читать стихотворный текст;
• умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
• умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;
Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Учитель – логопед МБДОУ – д/с № 2
Ст. Калининской
Р. А. Штепа