Светлана Никулина
Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью.
Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашего детского сада целенаправленно работают над созданем благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ОВЗ. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.
Публикация «Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю группы, музыкальному руководителю работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Я - учитель-логопед, работаю с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Тяжелые нарушения речи). В коррекционной работе с детьми использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, в том числе традиционные и нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей.
Хочется особо отметить технологии, которые вызывают наиболее эмоциональный отклик у детей.
Большой интерес у детей имеет применение упражнений с шариками и колечками СуДжок, которые базируются на традиционной акупунктуре. Актуальность использования шариков Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениям позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Помимо традиционного массажа с поглаживанием, растиранием, пощипыванием, сгибанием и разгибанием пальчиков и т. д. активно использую массажи (игры) с помощью различных материалов, катание грецкого ореха, ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, различных шариков, сжимание игрушек из материалов разной плотности (в т. ч. эспандеров, игры с бельевыми прищепками, камушками). .
Зарекомендовал себя в практике аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Он помогает улучшать работу всех систем организма, интеллектуальные возможности, усиливает концентрацию внимания. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять его в практику. А подборка интересного речевого материала, сопутствующего процессу выполнения массажа, делает его не только полезным, но и увлекательным.
Дети с большим удовольствием выполняют кинезиологические упражнения «гимнастика для мозга». Она направлена на активизацию коры головного мозга, что позволяет развивать способности. Универсальность этих упражнений в том, что их можно включать практически в любое занятие в виде динамической паузы или проводить перед занятием как оргмомент, настраивая детей на работу.
Эффективной является биоэнергопластика - сопряжённая гимнастика руки и языка, т. к. у детей с ОВЗ часто отмечается снижение или нарушение кинестетических ощущений. С этой целью используются специально подобранные упражнения - «Театр пальчиков и языка».
Очень зарекомендовали себя этюды психогимнастики, нашли отклик у детей и показали свою эффективность упражнения для снятия напряжения с глаз «Пальминг».
Так же успешно использую в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста камешки Марблс. Коррекционная цель при использовании этих камешков — это развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук; развитие мышления; развитие ориентировки на плоскости; работа над запоминанием цвета; обогащение словарного запаса; развитие внимания и памяти; развитие фантазии ребенка. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний
Многофункциональные сенсорные дидактические пособия «Лепбук», «Бизиборд» способствуют развитию процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. У детей создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей с множеством интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц, липучек, пряжек.
Песочная терапия - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использую на занятиях по автоматизации звуков планшет с песком, который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка, развития мелкой моторики повышения тактильной чувствительности.
В результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребёнок имеет возможность сохранить и укрепить своё здоровье. Всеобщее дистанционное обучение одна из новаций, которую принесла в нашу жизнь пандемия короновируса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. В период самоизоляции я через интернет ресурсы размещала для родителей информационные материалы на сайте детского сада, в родительских группах, в инстаграм. Такой вид деятельности позволил родителям глубже познакомиться с логопедической работой и расширить практические навыки работы с детьми.
Практикуя применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми с ОВЗ, отмечаю, что у них постепенно проходят неуверенность и зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами здоровья или личностными комплексами. Дети становятся более раскрепощёнными и эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей и коррекции имеющихся у них речевых нарушений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Литература:
1. Панфёрова И. В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
2. Интернет-ресурсы:http//www.logopedsfera.ru/2007/05/286,http//kinziology.