Евгения Борщ
Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровью быть, дружок!»
Актуальность.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, направленное на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность вызывает положительные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка, совершенствовании всех функциональных систем организма.
Образовательная область «физическое развитие», здоровье, требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Публикация «Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ „Здоровью быть, дружок!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Тёплый период года - самое благоприятное время для укрепления здоровья детей и привития культурно-гигиенических навыков. Больше времени дети проводят на свежем воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание дошкольников на воздухе, дает значительный физический и эмоциональный запас сил и энергии для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. Этот период насыщен деятельностью на открытом воздухе: прогулки, походы, физкультурные досуги, праздники, закаливающие процедуры, игры на природе и участке детского сада позволяют детям приобретать новый двигательный опыт.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, релаксация. В рацион детей включаются фрукты, салаты.
Цель: оздоровление детей, формирование основ здорового образа жизни и культурно– гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о правилах личной гигиены.
4. Развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
5. Активизировать словарь: здоровье, здоровый образ жизни, зарядка, физкультура, правила, личная гигиена.
6. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформированы первоначальные знания о здоровом образе жизни. Заинтересованность детей темой.
2. Сформированы культурно-гигиенические навыки, знают элементарные правила личной гигиены.
3. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность и детальность в работе.
4. Активизирован и обогащен словарный запас детей по теме.
5. С удовольствием рисуют, лепят, играют в разные игры.
6. Участие в совместной деятельности родителей.
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный (июнь, 2018 год)
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, воспитатели, родители, медработник, инструктор физкультуры.
Проблема: у детей не сформированы основы здорового образа жизни, не до конца сформированы культурно – гигиенические навыки (навыки опрятности и самообслуживания).
Обоснование проблемы:
1. Родители недостаточно уделяют внимание физическому развитию детей (охрана и укрепление здоровья, воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей.
2. Недостаточно знаний у детей о культурно-гигиенических навыках, о здоровом образе жизни.
Продукт проектной деятельности: Создание картотек различных гимнастик, подвижных игр; размещение публикации на международном образовательном портале «МААМ. ru».
Подготовительный этап:
1. Консультации: «Помогите ребёнку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду».
2. Папка – передвижка «Режим дня – это важно»; беседы с родителями по профилактике заболеваемости в летний период.
3. Памятка для родителей «Правила мытья рук», «Профилактика кишечных инфекций» Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет: «Массаж–«а вот и я!» - советы родителям по формированию культурно-гигиенических навыков, по проведению утренней гимнастики, по организации двигательной активности, по организации правильного питания.
4. Рекомендации: «Примерные рекомендации по закаливанию детей», по здоровому образу жизни.
Реализация проекта:
Оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты):
* утренняя гимнастика на свежем воздухе;
* динамические паузы/физминутки;
* дыхательная гимнастика;
* гимнастика для глаз;
* артикуляционная гимнастика;
* пальчиковая гимнастика (с предметами) с проговариванием стихотворных форм.
Закаливающие мероприятия (ежедневно):
* обливание ног контрастной водой;
* профилактика плоскостопия: ходьба босиком по ребристой доске, по массажным дорожкам;
* полоскание рта водой комнатной температуры;
* самомассаж стоп и рук.
Профилактические мероприятия:
* игры, направленные на формирование правильной осанки;
* сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Мы – спортсмены», «Доктор Айболит», «Собираемся на прогулку», «Игрушки у врача», «Парикмахерская» и другие;
* самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования;
* игры – драматизации;
* дидактические игры и упражнения, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Купание куклы», «Накормим куклу», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Делаем причёску», «Определи на вкус» и другие;
* беседы с детьми «Разговор о правильном питании», «О том, как я отдыхаю летом», «Что я знаю о спорте», «Полезные продукты – овощи и фрукты», «Зачем необходима зарядка», «Органы чувств (глаза, рот, нос, уши, их роли в организме. Бережный уход за ними», «Правила поведения во время еды и умывания».
* чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», русских народных сказок, потешек, стихотворений, загадывание загадок по теме «ЗОЖ», «КГН»; раскраски по теме;
* рассматривание материала-иллюстраций по теме «Здоровый образ жизни», «Виды спорта», «Предметы личной гигиены», «Если хочешь быть здоров», «Вредные привычки», «Как правильно пользоваться предметами личной гигиены», альбомы по теме, алгоритмов по КГН;
* подвижные игры: «С кочки на кочку», «Лохматый пес», «Кто бросит дальше мяч», «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята», «Попади в круг», «Найди свое место» и другие;
* прогулки на свежем воздухе; экскурсии по территории детского сада;
Завершающий этап. Физкультурный досуг
«Мы-здоровые Пираты!»
Список литературы.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика/Синтез, 2014
2. Кириллова Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников; Детство-Пресс-М. ; 2010
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики; Мозаика-Синтез - Москва, 2010
4. Л. И. Пензулаева, ФГОС Физическая культура в детском саду, младшая группа. - М. : Мозаика/Синтез, 2015
5. Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет; Айрис-Пресс, 2010
6. Э. Я. Степаненкова, ФГОС Сборник подвижных игр для занятий с детьми с 2-7 лет. М. : Мозаика/Синтез, 2016
7. М. М. Борисова, ФГОС Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми с 3-7 лет. -М. : Мозаика/Синтез, 2015
8. Сундукова А. Х. Волшебный мир здоровья; – М. : Дрофа, 2010
9. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. –М. : 2010.
10. Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника. М. : Детство-Пресс, 2011
11. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников; Речь – М. : 2007
12. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М. : Детство-Пресс, 2011.
13. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
14. Доронова Т. Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание.