Приложение МААМ

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения

Татьяна Брыкина
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называли кадровые условия.

Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

Публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Существующая практика становления и формирования педагога как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности педагога.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности педагогического работника.

Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т. д. Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе.

Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.

Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Некоторые из них не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.

И если нет возможностей коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тогда необходимо в большей степени использовать его социально-психологические ресурсы и его профессионально-личностный потенциал.

Кроме того, замечено, что по мере накопления опыта, большинство воспитателей, значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью.

А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал.

Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.

Поэтому, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа, особая роль которой проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов.

Организация методического сопровождения педагогического процесса в ДОУ

Для решения задач, при планировании методической работы на год опираюсь на следующие принципы:

Взаимодействие – участие всех педагогов в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации;

Рефлексия – самооценка, самоанализ профессиональной деятельности;

Комплексность – всесторонний анализ деятельности педагога;

Объективность – оценки профессионального уровня педагога;

Оптимальность – определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого профессионального мастерства;

Опережение – предполагает учет тенденций развития образовательной системы, прогнозирование возникающих проблем и своевременное их решение;

Перспективность – предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач.

Кроме этого, старюсь учесть особенности педагогов: их активность или пассивность, какие задания они воспринимают позитивно, а какие категорически не принимают; как педагоги предпочитают решать поставленные задачи: самостоятельно или в мини-группах. Также значение имеют стаж, опыт работы, личностные качества, интересы и потребности педагогов. Вся эта информация поможет выбрать форму работы, методы и приемы активизации, добиться более высоких результатов на мероприятиях.

Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, использую известные, широко вошедшие в практику формы.

Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т. д.) так называемые традиционные формы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Однако, как показывает практика, если объем слишком большой или педагоги не ориентируются в каких-то теоретических вопросах, скорее всего, интерес к мероприятию у них быстро пропадет. Избежать этого, а также активизировать деятельность педагогов позволяет применение инновационных форм и методов.

Инновация (англ. innovation) – новшество, нововведение. Использование инноваций предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Доказано, что педагоги усваивают не более 20-30% информации – когда слушают лекции; до 50% – когда самостоятельно работают с профессиональной литературой; до 70% – когда выступают сами (при проговаривании); до 90% – когда лично участвуют в изучаемой деятельности.

Использование инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Семинары-практикумы

Одной из часто используемой форм методической работы – семинар-практикум, считаю её очень интересной и ценной, ведь семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру.

Деловая игра

Деловая игра – одна из активных форм работы с педагогами, в ходе игры можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Педагоги нашего ДОУ с удовольствием включаются в её работу. Варианты организации деловой игры – как часть педагогического совета, методического объединения либо самостоятельная методическая форма.

Педагогическая гостиная

Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивает обстановку свободного и непринуждённого общения, её содержание способствует положительной мотивации на использование получения знаний в практической деятельности. Ее подготовка проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов и специалистов ДОУ, оформлении, подготовки раздаточного материала. В ходе самой гостиной гости чувствуют себя не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Работа в такой гостиной очень интересна, педагоги высказывают свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, участвуют в разработке методических рекомендаций. Например, педагогический совет в форме педагогической (экологической) гостиной «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС».

Мастер-класс

Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества

Главный принцип мастер-классов – «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».

Педагоги с интересом включаются в работу, представляя коллегам свой профессиональный опыт. Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» позволили педагогам освоить некоторые нетрадиционные техники, практически включиться в выполнении творческой работы. Мастер-класс «Развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста по средствам подвижных игр» позволил педагогам познакомиться с некоторыми новыми играми и упражнениями, пополнить методическую копилку.

Таким образом, на мой взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства.

Несмотря на разнообразие существующих форм организации работы, при выборе стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, есть проблема, для решения которой необходима помощь, педагогам предлагается подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом: использование ИКТ (презентации, слайды). В нашем ДОУ мультимедийные презентации используем не только для презентации опыта работы воспитателей, в процессе образовательной деятельности с детьми («Обучение рассказыванию по картинкам», «обучение рассказыванию», «Геометрические фигуры», «Цвет», «Художники детям», «Времена года» и др., но и при работе с родителями на родительских собраниях.

Несмотря на тщательное продумывание формы организации методической работы, особое внимание при подготовке занимают методы и приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности педагогов, актуализации их опыта. Их довольно много, все зависит от тематики и характера мероприятия. Интерактивные методы и приемы использую на разных этапах методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов, заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме. На следующем этапе, чтобы сформировать новые профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания, просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических ситуаций.

Вот некоторые из них:

Упражнение «Что помогает мне в работе»

Задание: закончите фразу: «Мне как профессиональному педагогу помогает в работе то, что …», отразите (укажите) ваши сильные стороны как личности и как профессионала.

• Легко ли было говорить о своих качествах?

• Как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях?

Работа с перфокартами

• Очень интересны и ценны, на мой взгляд, перфокарты.

• Кроме этого использую карточки с вопросами, тестовыми заданиями, экспресс-вопросы, вопрос-ответ,

Экспресс-вопросы

Вопросы быстро задаются по очереди, ответы должны быть также моментальными и краткими, например:

• Зачем белке длинный и пушистый хвост?

• Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

• Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

• Почему в зимний период на окнах появляются узоры?

• Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

• Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

• Как летом без барометра можно узнать о приближении ненастья?

• Почему опадают листья?

• Дым столбом какую погоду предвещает?

• Лягушки расквакались к чему?

6. Вопрос — ответ

(О весне)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

Блиц – турнир “Подумай и ответь” .

Тема «Как растения и животные предсказывают погоду» .

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

• Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде) .

• Уж на дороге греется – (перед дождем) .

• Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают) .

• Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели) .

• Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге) .

• Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам) .

• Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя) .

• Из березы течет много сока – (к дождливому лету) .

• С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде) .

• Цветы перед дождем – (пахнут сильнее) .

Может быть, кто ни будь из вас напомнит другие приметы?

Решение педагогических ситуаций

1. Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате.

Как в данном случае поступить воспитателю?

Что делать, если:

• ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести.

• Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?

2. Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро.

• Как вы оцениваете действие воспитателя?

• На чем основано получение желаемого результата?

• Ваш совет воспитателю?

Игры и игровые упражнения

Игровое упражнение «Мастерская удивительной ладошки»

Уважаемые педагоги, обведите свою ладонь с раскрытыми пальцами карандашом. У вас получились похожие рисунки. Давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок.

Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к себе, с чем или с кем вы себя ассоциируете (стихия, представитель флоры или фауны, предмет неживой природы).

Дидактический синквейн

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка – фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Аукцион. Торги педагогическими идеями

Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона автором пособия или игры будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр, пособий.

Активно используются в работе и кроссворды на любые темы по любой методике

Таким образом, применение в работе с педагогами инновационных форм и методов способствует повышению интереса к профессиональной деятельности; формированию культуры общения, независимого мышления.

Считаю, что для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов и приемов, ведь старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, аналитик, готовый работать в инновационном режиме, владеющий новыми технологиями. Важно хорошо узнать каждого педагога, и выбрать те формы и методы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом". Оно.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре по теме «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС» Участие в семинаре по теме: "Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС" Автор методики Н. М. Метенова. Метенова Надежда.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 16 февраля 2022 в 08:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брыкина (УИ 2009874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД