Татьяна Александровна Кононова
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников
Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется к 7 годам, в детском саду. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
Публикация «Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Моя задача заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. По некоторым причинам возникают проблемы в воспитании ребёнка в семье : одни семьи не хотят воспитывать детей, другие – не умеют, третьи – не понимают, зачем это нужно. Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников моей группы. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания :
– недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
– неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
– незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя из вышеизложенных проблем взаимодействия с семьями воспитанников, поставила перед собой
Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений воспитанников с семьями.
Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:
-создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- установить доверительные партнёрские отношение.
-развивать различные формы сотрудничества совместного и индивидуального подхода к семьям.
Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей успешного сотрудничества, и доверительных отношений я изучила необходимую педагогическую литературу, электронные источники по данной теме. Условно свои формы работы с родителями я формирую по 4 основным направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое
I. Познавательное направление.
Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания. Проводятся в нашем ДОУ раз в квартал (каждую учебную четверть). Информирую родителей о ходе образовательного процесса, вручаю благодарственные письма, родителям активно принимавшим участие в помощи освоения образовательной программы своим детям.
- консультации и индивидуальные беседы. Проводила консультации с группой родителей и индивидуально по темам:
Возрастные особенности старшего дошкольника»,
«Игры и игрушки для старшего дошкольника»,
«Как провести замечательный выходной всей семьей»,
«Агрессивный ребенок»,
«Особенный ребенок»;
«Обучающие и развивающие игры с детьми раннего возраста»
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Были проведены выставки :
«Лучшая игрушка на ёлку»
«Поделка к празднику Победы»
- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Проводила урок по познавательно-исследовательской деятельности» Волшебные свойства магнита»
- совместное создание предметно-развивающей среды;
Привлекала родителей к созданию атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- телефон доверия (номер директора, воспитателей есть у всех родителей).
- утренние приветствия;
- Почта доверия;
- семейные проекты.
Организовала проект с группой родителей «Составление семейного древа.»
Он помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения
Информационно-аналитическое направление.
Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
В анкетировании родителей приняли участие 14 человек или 82% от общего числа родителей.
Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ:
Образование родителей: высшее – 24%, среднее специальное – 59%, среднее – 17%
Семейное положение: полная семья -95%, неполная семья – 5% Социальный статус: служащие – 24%, рабочие – 24% интеллигенция – 26%, безработные – 11%
Количество детей в семье : 1 ребенок – 10%, 2 ребенка – 62%, многодетные – 28%
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи и учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Проводила тестирование с родителями на тему:
» Какие вы родители?» Тест состоял из 14 вопросов. За положительный ответ ставилось два балла. за ответ» иногда»1балл, за отрицательный-ни одного.
Тестирование проходили 15 родителей ; из них
набрали более 20 очков-8 человек (всё благополучно в общении с детьми).
От 10 до 20 очков-6 человек (отношения с детьми
удовлетворительные, но недостаточные, односторонние.) Рекомендовала подумать, что можно и нужно изменить
Ниже 10 очков-2 человека (контакт с детьми не налажен)Проводила отдельные индивидуальные беседы.
Наглядно-информационное направление.
Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- родительский уголок: включающий различную информацию.
Помещаю на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- нормативные документы;
- объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);
- создала папку-передвижку.» Безопасность детей на дороге»
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у меня нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Досуговое направление:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению были организованны и проведены праздники:
- «Осенины»(фольклорный праздник, проводился конкурс на лучший костюм цветка)
«Самая лучшая мама»(праздник,посвящённый дню Матери. Дети инсценировали сказку, две мамы исполняли главные роли,
«Новогодний праздник»
«Рождественские колядки»
«С днём защитника,герой!»(развлечение с участием пап)
«Масленица»
«Русский сувенир»(мамин праздник)
Некоторые праздники заканчивались чаепитием.
Проводила акцию» Старой игрушке новая жизнь»
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.