Лиана Габдрахманова
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Габдрахманова Лиана Альфисовна
Воспитатель МАДОУ Детский сад № 41 «Солнышко»
Россия, г. Нефтекамск
Aza-lia105@mail.ru
Аннотация: Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Использование инновационных технологий на ряду с традиционными методами помогают лучше развивать связную речь воспитанников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: инновационные технологии; мнемотехника; ТРИЗ; синквейны ; LEGO-технологий.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений; составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, мы решили использовать современные инновационные технологии такие как мнемотехника,развитие речи детей через ТРИЗ-технологию, синквейны и LEGO-технологий.
Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы. Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Мнемотаблицы - это опорные схемы для детей. Мы используем их для: • обогащения словарного запаса; • при обучении составлению рассказов; • при пересказах художественной литературы; • при отгадывании и загадывании загадок; • при заучивании стихов;
ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь. Она была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей : умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики. Дети фантазируют, изобретают. В ТРИЗ технологии часто используется специальная игрушка – герой занятия, который «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает.
Еще одним эффективным и интересным методов является синквейны. Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам. История возникновения синквейна достаточно молода, этот жанр был придуман в начале двадцатого века американской поэтессой Аделаидой Крэпси.. По форме напоминает ёлочку.
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: что делает? что делают)
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Пример синквейна: Кто? Кукла
Какая? Красивая, Любимая
Что делает? Стоит, Сидит, Улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Умелое и рациональное использование метода синквейна имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей, словарный запас увеличивается, речь становится богаче, ярче, дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.
LEGO-технология Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. С помощью данного конструктора дети придумывают свои уникальные истории, пересказывают литературные произведения, составляют рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д. С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной.
Таким образом, можно сделать вывод, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и обогащать жизненный литературный опыт детей. Инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования, увеличению словарного запаса, умению выражать свои мысли, составлять рассказы. Это можно увидеть на диаграмме (Рис. 1) :
(Рис. 1)
Список литературы:
1. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство – Пресс, 2011.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В. В. Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012
3. Е. В. Фешина «Лего — конструирование в детском саду» — М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
4. Кабаченко Е. И. Кабаченко Н. А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей // Логопед. -2012. - №8. – 31 с.
5. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
6. Кузеванова О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
7. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.