Ирина Косова
Инновационные формы — как фактор развития профессиональной компетентности педагогов
▼ Скачать
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».
А. Дистервег
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Публикация «Инновационные формы — как фактор развития профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сегодня педагог - это :
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать деятельность дошкольников;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности,
-педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Проблема качества образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях модернизации системы образования.
Педагог это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению уровня аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала. Инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития, а внедрение инноваций в работу образовательного учреждения есть важнейшее условие совершенствования и модернизации всей системы образования. Инновационная деятельность педагогов влияет на повышение их мобильности, активности, профессионализма. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждени, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.
Инновация – (от латинского «innovation» нововведение является синонимом изменение, обновление) «новшество». Инновация это введение нового в цели, в содержание, в методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности педагога и учащегося. Педагогическая инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, ничто иное, как изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
И поэтому задача педагога заключается в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных форм приемов повышения квалификации.
К одним из форм повышения профессиональной компетенции педагогов относится педагогический совет, который является органом коллективного коллегиального управления учреждением, где рассматриваются вопросы содержания образования, управления и организации учебно-воспитательного процесса. С целью стимулирования творческой мысли педагогов, вызвать у них потребность в деловой дискуссии и оказать влияние на положение дел в учреждении, использую нестандартные, современные интенсифицированные формы проведения : «педсовет-семинар», «педсовет – презентация», «научно-практическая конференция» и др.
Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
Семинар - прессконференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.
Тренинг - это система специально подобранных упражнений по саморегуляции психофизиологического состояния, тренировке различных психических качеств личности (внимания, памяти, воли и т. д., отработке способов принятия и переработки информации, освоению различных приёмов организации труда. Большая ценность такого рода упражнений — в возможности получить оценку своего поведения со стороны, произвести самооценку и оценку своих поступков. Тренинг более чем другие формы (методы) создаёт ситуацию обязательного «погружения» в себя и свою деятельность. Тренинг - форма работы, направленная на отработку опреде-ленных профессиональных умений и навыков. Тренинг может использоваться и как самостоятельная форма методической работы, и как методический прием при проведении семинара.
Викторина - занимательная игра, в ходе которой в определённой последовательности (логической, хронологической и др.) перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы в устной или письменной форме. Викторина позволяет расширить и углубить знания, полученные в результате самообразования и практической деятельности, усовершенствовать умения анализа и систематизации информатизации из различных источников, моделирования и прогнозирования действий, направленных на творческие изменения в педагогической практике.
Мастер класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Творческие группы - форма методической работы с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Она предполагает реализацию такого подхода к осуществлению методической работы в образовательном учреждении, который позволяет вовлечь педагогов в экспериментальную и исследовательскую деятельность.
Круглый стол - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагоги-ческие формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное по-ложение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого кон-кретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.
Творческий отчет — форма, предусматривающая отчет о работе методического формирования или конкретного педагога. Цель такого отчета состоит в систематизации процесса накопления и обобщения педагогического опыта работы внутри учебного заведения. В результате отчета методическое формирование или учитель представляют наработанные методические, дидактические, наглядные материалы, знакомят со своими педагогическими достижениями, подходами в решении педагогических задач, сформированным стилем работы. Отчет может проходить в виде презентации, выставки, приглашения в творческую лабораторию.
Метод «Мозговой штурм» или «Мозговая атака» – процедура группового креативного мышления, точнее – это средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени.
Этот метод может активно применяется на заседаниях творческой группы для обсуждения плана или проведения различных мероприятий: детских каникул, соревнований, педагогических конкурсов, методических объединений и др.
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности.
Повышение качества образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, творческого подхода гарантировать не могут. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами. Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта.