Надежда Сергеевна Быкова
Деловая игра с элементами тренинга «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ«
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга
Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
План проведения
1. Организационный момент.
2. Качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.
3. Разминка.
4. Задание 1 – перевертыши.
5. Задание 2 – ТРИЗ – технология.
Публикация «Деловая игра с элементами тренинга „Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности педагога ДОУ„» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
6. Задание 3 – творческое.
7. Задание 4 – «Музыканты».
8. Задание 5 – придумать наибольшее количество вариантов использования названного предмета.
9. Задание 6 – упражнение «Дружественная ладошка»
10. Задание 7 – упражнение «Рифмовка»
11. Заключительное слово ведущего.
Ход деловой игры:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня вы приглашены на мероприятие - Деловая игра для педагогов с элементами тренинга. Тема: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»
Целью, которой является: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
А. Шершунович, Т. Чукасова
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
«Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).
Сегодня перед многими педагогами встает вопрос, а надо ли повышать свой профессиональный уровень, стать креативным педагогом? Должен ли современный педагог обладать данным признаком?
По-моему, это бесспорно, педагог должен быть креативным, но для чего?
• чтобы быть современным;
• чтобы быть увлекательным;
• чтобы быть интересным;
• чтобы быть успешным.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
И так, сегодня в рамках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
Организационный момент: Уважаемые коллеги, в коробочке лежат цветные кружочки, пожалуйста, выберите цвет и займите соответствующее место.
Первоначально мы вспомним, те качества личности, которые характеризуют ее креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis):
• Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
• Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
• Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
• Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
• Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
• Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
• Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
• Чувство юмора – игривость.
• Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
• Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
• Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
• Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
• Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Коллеги, сегодня мы с вами выполним несколько заданий.
За каждое задание, команда, которая быстрее и правильно выполнит задание получит смайлик. В конце встречи, мы подсчитаем смайлики и выясним, в какой команде более креативные педагоги.
Начнем с разминки.
Разминка
Закончите четверостишья.
1. Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
(Оказалось, это брюки.)
2. Надевать он стал пальто
Говорят, ему: не то.
Стал натягивать гамаши
(Говорят ему: не ваши.)
3. Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
(Покупать бутылку квасу.)
4. Побежал он на перрон
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы, (Рассовал их под диваны)
Поочерёдно отвечать на вопросы
- Как звали трех поросят? (ниф-ниф,нуф-нуф, наф-наф)
- Где спрятались седьмой козленок? (в печке)
-Что больше всего любил Карлсон? (варенье и печенье)
- Где баба взяла муку на Колобка? (по амбару помела, по сусекам поскребла)
- Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
- Кем по дожности была Фрекен Бок? (домоправительница)
- Кто одолел Тараканище? (воробей)
- На ком добралась Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (вечность)
- Самый высокий герой Сергея Михалкова. («Дядя Степа»).
- За сколько монет продал Буратино Азбуку? (за 4 сольдо)
И так, переходим к заданиям.
1. Задание командам
-Уважаемые коллеги, первое задание – «Перевертыши». Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу. На выполнения задания дается 3 минуты.
Задание команде 1. (Синяя)
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Болтливость – брат бездарности (Краткость — сестра таланта)
Дома плохо, и в гостях неважно (В гостях хорошо, а дома лучше)
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
Задание команде 2. (Красная)
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Маленькой байдарке – маленький полет (Большому кораблю — большое плавание)
Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается)
Холодные ноги – «Горячие головы».
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
На выполнения задания дается 3 минуты.
2. Задание командам.
В следующем задании, я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении
хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
1. «Свойства – антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например, лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
2. В этом упражнении вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Синей команде система ЛЕС, красной команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например, Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
4. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
На выполнения каждого упражнения дается 3 минуты.
3. Задание командам
- Вам необходимо нарисовать «чем пахнет радуга».
- Второй команде - «о чем мечтают звезды», (подсказка педагогам: придумать ассоциации)
- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?
На выполнения каждого упражнения дается 5 минуты.
4. Задание командам.
- Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. У двух человек из команды в руках по музыкальному инструменту, остальные напевают мелодию (без слов). Задача противоположной команды отгадать ее и задать другой.
На выполнения каждого упражнения дается 3 минуты.
5. Задание командам.
- А сейчас я предлагаю следующее задание. Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования первой команде (синяя) - пуговицы, второй команде (красная) - пустого флакончика из-под духов.
На выполнения каждого упражнения дается 3 минуты.
6. Упражнение «Дружественная ладошка».
Ведущий: Перед вами лежат контуры ладошек, напишите пожелания, на ней свое имя. Затем передайте контур ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.
На выполнения каждого упражнения дается 3 минуты.
7. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
Мы так много рассуждали и не капли не устали устали.
• Мы приходили на тренинг, где нас с вами научили…
Думать, мыслить рассуждать и учиться понимать
• Креативность – что за птица?
Это мастерства царица.
• Завершилась наша встреча…
Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот, я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.