Елена Кукушкина
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.2
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Е. А. Кукушкина, специалист по социальной работе
ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат
П. С. Федорова, к. псх. н., заместитель директора по организационно-методической работе
ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
Аннотация. В статье авторы представляют положительный опыт введения инклюзивного дошкольного образования в Ярославской области, особое внимание обращают на инклюзивное воспитание в дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, инклюзивное воспитание.
Современная система дошкольного образования, активно реализующая инклюзивную практику, сталкивается с целым комплексом проблем и трудностей, требующих грамотного решения.
Решение вопроса инклюзии на уровне детских дошкольных образовательных учреждений является чрезвычайно важным, ввиду того, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать навыки адаптивного поведения у ребенка с ограниченными возможностями, а также у здоровых детей воспитать толерантное отношение к людям с ограничениями здоровья. На сегодняшний день имеется положительный опыт, достигнутый авторами и участниками региональной инновационной площадки «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования». [2]. Основной идеей данного проекта является необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей, необходимость вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации) [1].
Исходя из проблем, связанных с внедрение инклюзии в дошкольных учреждениях и проанализированного опыта, мы сформулировали основные задачи детского сада в данной сфере:
1. создание уютного, комфортного пространства для всех;
2. создание среды, способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;
3. формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и социального окружения;
4. создание в ДОО педагогической системы, центрированной на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок «вписывается» в существующую систему образования и воспитания, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество;
5. формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный и воспитательный процессы.
Все эти меры должны сделать среду более доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить эффективность реабилитационных мероприятий, проводимых в их интересах, увеличить адаптационных потенциал данной категории лиц.
Большое значение, по нашему мнению, в рамках инклюзивного образования должно придаваться инклюзивному воспитанию. Данный вопрос рассматривался на круглом столе по проблемам инклюзивного образования, который был организован совместно с факультетом дополнительного профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского [3].
Итак, инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной организации.
Методологическую основу инклюзивного воспитания составляют аксиологический, задачный, интегративный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный, социально-феноменологический, субъектно-деятельностный подходы, а также «Я-концепция» личности, концепция о развитии субъектности ребенка, концепция о развитии личностного ресурса ребенка, концепция единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза, ассоциативно-рефлекторная концепция (С. Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, концепция включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных организаций общего типа, которая была принята на Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (Москва, январь 2001 г.).
При всей методологической значимости подходов и концепций для развития инклюзивного воспитания, особо следует выделить аксиологический, задачный, личностно-ориентированный, полифункциональный, системный подходы, а концепцию развития личностного ресурса ребенка. Воплощенные в практику инклюзивного воспитания представленные методологические подходы и концепции позволяют создать эффективное инклюзивное воспитательное пространство, инклюзивную воспитательную среду и инклюзивную воспитательную систему.
Наиболее рациональными инклюзивными воспитательными системами являются воспитательная система общинного вида (Л. И. Новикова) и система инклюзивного воспитания сетевого типа. Системы инклюзивного воспитания общинного вида и сетевого типа направлены на предоставление ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможности освоения наиболее широкого спектра сфер активной жизнедеятельности (познание, игра, общение, предметно-практическая деятельность по интересам, «социальные пробы» (по М. И. Рожкову) и т. д.); способов жизнедеятельности (соревнования, творчества, самоорганизации, саморазвития); предоставления вариативности социальной адаптации; развития ребенка в инициативных группах в зависимости от его умственных и физических возможностей.
Такие системы инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья являются духовными и нравственными преемницами возрождающейся национально-культурной и национально-педагогической традиции России: милосердия, доброжелательности, терпимости, доброты, сочувствия, сострадания, эмпатии по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Бугайчук Т. В., Усанина Н. С. Проблема профессиональной компетентности педагогических работников ДОО: сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной среде // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 101-103.
2. Усанина Н. С., Бугайчук Т. В. Управление инклюзивными процессами в образовании (на примере МДОУ «Детский сад №109» г. Ярославля) // Системогенез учебной и профессиональной деятельности материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2015. - с. 138-139
3. Уща С., Бугайчук Т. В. О реализации гуманистической функции инклюзивного образования в вузе // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием). под науч. ред. М. В. Новикова. 2016. С. 46-5