Наталья Коршунова
Деловая игра «Инклюзивное образование»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Оборудование: Доска, мел, листы бумаги, ручки,
Ход деловой игры:
1. Уважаемые педагоги, сегодня я хочу рассказать вам притчу, которая называется «Рискнуть попробовать»
Цель: выявление своих возможностей.
Публикация «Деловая игра „Инклюзивное образование“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть? (ответы)
• Какие черты характера характеризуют последнего претендента? (ответы)
"Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 2 десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития (слайд 2- определение ОВЗ,инвалид)
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей растёт.
Также в последние годы наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа (не имеют возможности) и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. И это желание родителей закреплено законодательно.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
На слайде вы видите определение понятий: ребёнок с ОВЗ и ребёнок-инвалид. Коллеги, скажите, может ли ребёнок с ОВЗ одновременно быть инвалидом и наоборот? (ответы)
Дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И наоборот, ребенок-инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ.
Одним из первых представлений о инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ и детских садов в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы, группы общеобразовательные. (на доске мелом). Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей.
Возникает вопрос, вернее множество вопросов: готовы, ли педагоги, специалисты, руководители дошкольных образовательных учреждений работать по-новому и как сделать так, чтобы образование детей с ОВЗ стало качественным?
Поэтому коллеги, для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого из нас.
2. Упражнение «О чем печалитесь, Сударыня?»
Цель: выявление проблем связанных с внедрением инклюзивного образования.
Педагоги, предлагаю по очереди обратиться друг к другу со словами «О чем печалитесь, Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том, что.» и назвать проблему, связанную с внедрением инклюзивного образования, которая его особенно волнует. Позвольте, я начну (кратко записываю проблемы на доске, пока все говорят).
Уважаемые педагоги, все вы видите, что проблемы существуют и их очень много. Предлагаю их ещё раз обозначить (прошу кого-нибудь перечислить).
Сейчас я предлагаю познакомиться с опытом коллег, осуществляющих инклюзивное образование в своём образовательном учреждении. Вспомните философское определение «Практика - критерий истины»(видеосюжет).
3. Упражнение "Синквейн"
Цель: активизировать познавательную активность педагогов.
Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо глубже разобраться с понятием «Инклюзивное образование». Для этого я предлагаю вам составить синквейн к понятию «Инклюзивное образование». Все вы знаете, что слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
(Работа в группах. Каждая группа зачитывает свои варианты синквейна).
1. Существительное 1 слово (заголовок).
2. Прилагательные (2 слова).
3. Глаголы (3 слова).
4. Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.
5. Одно слово - существительное (резюме).
4. Упражнение «Я проектировщик»
Цель: определение основных направлений работы педагогического коллектива в связи с внедрением инклюзивного образования в практику дошкольного учреждения.
Просмотр отрывка из мультипликационного фильма «Цветик - семицветик».
Коллеги, какой метод использовала девочка для того, чтобы мальчик стал здоровым? (ответы)
Предлагаю определить основные направления в работе нашего коллектива. Перед каждой группой цветной лепесток, символизирующий одно из направлений в работе. Выберите из предложенных вариантов один.
(после работы, каждая группа озвучивает одно из выбранных направлений в работе)
Ресурсы:
Деловая игра игра для педагогов ДОУ «Изучаем ФГОС дошкольного образования» Кудасова О. В.