Приложение МААМ

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

Светлана Зайцева
Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Статья подготовлена в соавторстве Зайцевой С. Р. старшим воспитателем

и Челышевой М. П. педагогом психологом

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127»

г. Иваново, Россия

Развитие крупной и мелкой моторики для детей с особыми возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку дает им возможность взаимодействовать с окружающим миром, и, следовательно, способствует формированию навыков, речи и навыков самообслуживания. В нашем детском саду задача сохранения физического и психического здоровья таких детей является одной из приоритетных. Чтобы ребенок благополучно развивался, необходимо внимательно наблюдать за состоянием его здоровья. Все проблемы, связанные со здоровьем, физическим развитием необходимо решать не откладывая, как только установлен диагноз и выяснено, что именно надо предпринять. Сейчас врачи и педагоги стали более внимательно относится к особенностям и потребностям детей с синдромом Дауна, чем в прежние времена.

Публикация «Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Группа комбинированной направленности, реализующая инклюзивное образование, функционирует в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» с осени 2008 года. Группу наряду с обычно развивающимися детьми, посещали дети, имеющие инвалидность, в том числе диагноз «Синдром Дауна». Положительным моментом является то, что ребенок с синдромом Дауна был принят хорошо как воспитателями, так и сверстниками и их родителями.

Несомненно, дети с таким диагнозом обучаемы, при создании надлежащих условий. Коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна находится в области, которой соответствует средняя степень задержки психического развития. Конечно, каждый ребенок с ОВЗ индивидуален. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях.

Так получилось и у нас в дошкольном учреждении. Ребенок с ОВЗ – Павлик М. имел глубокую задержку речевого и интеллектуального развития, но не имел хронических заболеваний и серьезных нарушений функционирования жизненно-важных органов и систем, а поэтому в области физического развития, а именно развития крупной моторики, он отставал от своих сверстников незначительно. Мелкая моторика рук была сформирована недостаточно, что связано с физиологическим особенностями детей с подобным диагнозом: короткие, мягкие пальцы, подвижность суставов, пониженный тонус мускулатуры рук, нескоординированность движений. Одним из направлений физического развития ребенка с ОВЗ стало развитие мелкой моторики рук. К трем годам навыки самообслуживания у Павлика не были сформированы, и здесь необходимую помощь он получал от сотрудников детского сада: воспитателей, младшего воспитателя, а иногда и от сверстников. Однако педагоги постоянно побуждали ребенка брать в руки элементарные мелкие предметы ручки, карандаши, детали конструктора, мелкие игрушки, показывали, как застегнуть пуговицы на рубашке, замочки на обуви и выполнять еще очень много всяких разных бытовых и учебных действий. Развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ нужно уделять очень много времени, ведь на протяжении всей дальнейшей жизни, без точных, координированных движений пальцев и кистей рук, они не смогут делать даже самые простые вещи. Обязательно нужно помнить о зрительно-двигательной координации, потому что правильное, полноценное развитие мелких движений ручек, происходит только под контролем зрения. Пальчиковая гимнастика с использованием речевого сопровождения очень понравилась мальчику, впрочем, как и многим воспитанникам группы. Эмоциональность, ритмичность стихотворного сопровождения движений кисти рук привлекало внимание малышей. Такая гимнастика проводилась ежедневно с детьми группы. Стихотворные тексты подбирались в соответствии с тематикой образовательных мероприятий в группе. Кроме того, Павлик с родителями посещал сеансы массажа и бассейн.

Мальчик не был часто болеющим ребенком и посещал дошкольное учреждение практически постоянно в течение полного дня, не пропуская без уважительной причины. Ребенок проявил интерес к двигательной деятельности, подвижным играм, физкультурным занятиям. Со второй младшей группы занятия физической культурой проводятся три раза в спортивном зале, в летнее время, в сентябре и в мае – на улице, при условии хорошей погоды. Павлик М. посещал физкультурные занятия вместе с детьми группы. Так как в младшей группе большинство движений дети выполняют по показу взрослого, мальчику не составляло большого труда повторять, копировать движения. Ему нравилось выполнять движения, которые выполняли все дети. Темп выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, конечно, несколько отставал от темпа выполнения движений основной массой детей, не всегда соответствовало показу качество выполнения движений и упражнений, но главное, ребенок получал удовольствие от двигательной деятельности. Уже в октябре 2008 года воспитатели и воспитанники группы комбинированной направленности в рамках городской акции «Особый ребенок» проводили открытый показ физкультурного развлечения «Воздушный шарик в гостях у детей», где Павлик чувствовал себя так же комфортно и весело, как и остальные дети группы. Трудностью было то, что мальчик часто мог отвлекаться на большое количество физкультурного оборудования в зале, брал мячи, обручи и другие атрибуты, использование которых не предполагалось на данном занятии. Воспитателю приходилось отвлекать внимание ребенка от этих атрибутов и вновь направлять на выполнение упражнений, движений, предусмотренных планом физкультурного занятия.

В 2009 году в штат дошкольного учреждения введены должности педагога-психолога и учителя-дефектолога. Это позволило осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ, разработать индивидуальную программу его развития. Педагог-психолог присутствовала на всех образовательных мероприятиях в группе, помогая Павлику осваивать навыки общения, самообслуживания, навыки продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования. Занятия по познавательному и речевому развитию проводились с мальчиком индивидуально. Что касается физического развития, то в средней группе сложность и разнообразие осваиваемых движений возрастает, возрастают требования к качеству выполнения упражнений, координации движений, синхронности, одновременности выполнения общеразвивающих упражнений, и здесь нашему воспитаннику с синдромом Дауна так же потребовалась помощь сопровождающего его педагога-психолога. Инструктором по физической культуре проводились индивидуальные занятия с Павликом, где мальчик имел возможность выполнить упражнения в более медленном, доступном для него темпе. Кабинет педагога-психолога находится рядом со спортивным залом и часто после занятий с педагогом-психологом Павлик просил (жестами, звукоподражаниями, короткими словами) расставить физкультурное оборудование и выполнять те движения, которые выполнялись всеми детьми группы на физкультурном занятии. По прежнему нравились ребенку и подвижные игры, игры с правилами, игры с определенными ролями. Он старался выполнять необходимые правила, действовать в соответствии с ролью, если таковая ему досталась.

В декабре 2009 года в рамках акции «Особый ребенок» проводился открытый показ физкультурно-музыкального развлечения по сказке «Колобок», где у Павлуши была главная роль Колобка. Роль не требовала словестных высказываний, которые были трудны ребенку, но требовала выполнения определенной последовательности движений и умении играть в знакомые подвижные игры «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «У медведя во бору» и др., а так же выполнять движения музыкально-ритмической композиции.

Такую же активность мальчик проявлял и на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, желая участвовать в каждом номере программы праздника, танце, музыкально-дидактической игре.

С возрастом активность ребенка с ОВЗ несколько снизилась, темп развития физических качеств и темп освоения основных видов движений замедлился. В старшей группе возрастает сложность выполняемых детьми движений, упражнений, подвижных игр. Физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся три раза в неделю, два из которых в спортивном зале с музыкальным сопровождением и одно на свежем воздухе, при соответствующей погоде. Как и в предыдущих группах, ребенок с синдромом Дауна посещал физкультурные занятия вместе со всеми детьми группы. Однако многие движения и упражнения, требовавшие координации движений, быстроты реакции стали достаточно трудны для Павлика. Затруднения составляли строевые упражнения, умения быстро среагировать при разнообразных перестроениях: в колонну, в круг, в две или три колонны и т. д. Сложными оказались многие общеразвивающие упражнения из различных исходных положений. И здесь мальчик сам подсказал нам выход из сложной ситуации. Во время выполнения группой детей упражнений, которые оказывались для него сложными, ребенок уходил в сторону, иногда садился на скамейку вместе с педагогом-психологом, но продолжал наблюдать, как занимаются дети, при выполнении более простых движений он присоединялся к группе детей. Но отказ от выполнения упражнений не означал отсутствия интереса к физической культуре. Оставшись наедине с педагогом-психологом или с инструктором по физической культуре, Павлик мог воспроизвести почти все движения, выполняемые детьми, пусть и недостаточно качественно, наблюдая, он мог запомнить последовательность выполнения действий и при помощи взрослого их выполнить. Подвижные игры по прежнему были любимым занятием, иногда мальчик выполнял роли водящего, и даже старался осваивать использование считалок для выбора водящих, чаще договаривая окончание слов, фраз или ударные слоги в тексте считалки, произносимой взрослым или другим ребенком.

Инструктором по физической культуре на индивидуальных занятиях вводились элементы адаптивной физической культуры, которая способствует развитию подвижности позвоночника, профилактике плоскостопия, оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка в целом. Индивидуальная работа с воспитанником с ОВЗ была построена на основе индивидуального подхода к ребенку, с учетом уровня его физической подготовленности и функционального состояния организма. Мы старались не предъявлять к мальчику завышенных требований, но в то же время не занижали его возможностей, старались создать естественную и доброжелательную атмосферу, которая была бы благоприятна для его прогрессивного продвижения.

В нашем дошкольном учреждении ежегодно в сентябре и в мае проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности дошкольников. И здесь наш воспитанник с синдромом Дауна выполнял те же диагностические упражнения в беге на скорость, беге на выносливость, прыжках, метании и т. д., что и другие дети. Конечно, оценивание качественных и количественных показателей выполнения движений велось не в соответствии с возрастной нормой, а в динамике освоения движений по сравнению с предыдущими результатами. И такая динамика, несомненно, была.

Но не стоит думать, что инклюзивное образование в нашем дошкольном учреждении имело только положительные аспекты. Несомненно, были трудности.

Недостаточность необходимых знаний теории и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с ребенком с синдромом Дауна, небольшое количество методической литературы, обобщений опыта работы с подобными воспитанниками, вынуждали тратить большое количество времени на поиск нужных методов и приемов работы.

Тяжело проходила адаптация ребенка с ОВЗ к детям другой группы, когда его сверстники пошли в школу, а он еще на два года остался в детском саду. Новый коллектив детей и их родителей оказался не готов принять так же благосклонно ребенка с ограниченными возможностями, как их предшественники. Социализация ребенка в новой группе протекала с осложнениями. Воспитателям, руководителю ДОУ пришлось разрешать некоторые споры и конфликтные ситуации между родителями ребенка с ОВЗ и родителями обычно развивающихся детей. Осложняло ситуацию и то, что по объективным причинам к концу 2011 года состав педагогов на инклюзивной группе частично поменялся. Но мальчик по-прежнему с желанием занимался физкультурой. Дети в группе были младше его по возрасту на два года, и те движения, которые предлагались детям группы на физкультурных занятиях, уже не были сложными для Павлика. Он даже пытался научить ребят тому, что он умеет и знает, например, построению в соответствии с разметкой зала. Но, не умея выразить свои желания словами, мальчик пытался действиями показать, куда нужно встать, брал детей за руку, вел к разметке, подталкивал, что не всегда приветствовалось детьми.

Из опыта работы следует отметить, что для успешного осуществления инклюзивного образования, в том числе и физического воспитания в ДОУ необходимо соблюдать следующие условия:

- психологическая готовность сотрудников ДОУ, детского и взрослого коллектива к принятию такого ребенка;

- полная укомплектованность дошкольного учреждения и группы комбинированной направленности, осуществляющей инклюзивное образование, квалифицированными кадрами (воспитатели, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);

- установление отношений взаимопонимания между воспитателями, специалистами и родителями;

- знание сотрудниками ДОУ нормативно – правовых документов, необходимых для организации работы инклюзивной группы;

- наличие методической литературы, методических разработок, обобщений опыта работы в условиях инклюзивного образования.

- правильно выбранная направленность индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, с учетом возможностей и индивидуально - типологических особенностей конкретного ребенка.

В настоящее время МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» посещает другой ребенок с диагнозом «Синдром Дауна» - Коля. Особые возможности развития этого ребенка и ушедшего в школу Павлика схожи. Коля так же желает двигаться, повторять за детьми и взрослыми упражнения, играть, эмоционально откликается на музыкальное сопровождение физкультурных занятий. В штате дошкольного учреждения на данный момент большее количество специалистов, помогающих развиваться особым детям. Физическое воспитание осуществляется не только инструктором по физической культуре и воспитателями. Педагог – дефектолог использует на своих занятиях методику формирования основных двигательных навыков (ОДН, разработанную еще голландским физиотерапевтом Петером Лаутеслагером. Занятия проводятся таким образом, чтобы был непосредственный выход в спортивный зал, где и происходит работа определенных групп мышц. Это наши игры «Достань мячик», «Поймай мяч», «Пролезь в обруч», для оптимизации мышечного тонуса рекомендуются сюжетные задания «Ежики» (свернулся-развернулся, «Бутончик» (раскрылся-закрылся) и др. Методика ОДН предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним. Движения помогают в развитии навыков общей моторики, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Физическое воспитание тесно связано с музыкальным развитием ребенка. Ритмичные танцы улучшают координацию движений, делают сами движения более грациозными. Такие занятия доставляют ребенку удовольствие и дают уверенность в себе. Наши специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и конечно воспитатели, проводят свои индивидуальные занятия с особыми детьми, но в то же время работают в команде.

Мы стараемся использовать тот опыт, который получили в предыдущие годы, работая с детьми с ОВЗ, и будем рады получить квалифицированные советы коллег по вопросам физического воспитания детей с ОВЗ.

Использованная литература:

1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. - М:АРКТИ, 2006.-72с.

2. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна. - М: Издательство Монолит, 2010-75 с.

3. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад : деятельность специалистов. - М;Творческий Центр, 2012-127с.

Публикации по теме:

«Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»». часть 3 «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».» часть 3. Мышечная релаксация перед сном.

Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении» (часть 7) «Программа «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». часть 7 В основе произвольности психической.

Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой гимнастики Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики (из опыта работы) «Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно- ролевой ритмической гимнастики» Сюжетно-ролевая ритмическая.

Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении
Опубликовано: 25 марта 2016 в 10:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайцева (УИ 466747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД