Лысенко Нина
Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации.
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование решает в настоящее время очень большой спектр вопросов. Работая, по новым образовательным стандартам педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики и если раньше дети по каким-то показателям не могли, получить образование в обычном учреждении сейчас у них появилась эта возможность.
Публикация «Инклюзивное образование — проблемы и пути реализации,» размещена в разделах
Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2, c. 2].
Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба. [3, c.15].
В нашей стране инклюзивное образование только начинает развиваться. Зачастую для детей с ограниченными возможностями остаются специализированные образовательные учреждения. В современных образовательных учреждениях зачастую не хватает специалистов, которые могут изменить жизнь учреждения и создать благоприятную образовательную среду для самого ребенка.
Само по себе инклюзивное образование невозможно организовать, нам нужно постараться измениться на ценностном и нравственном уровне.
Организовать, все это в современном учреждении становиться, одной из проблем, так как эти социальные институты имеют стандартные программы и работают по типовым методам педагогической работы.
Основной барьер, который существует это скорее психологический барьером и незнание как работать с такими детьми. Если вся работа образовательных учреждений будет следовать в работе где будет объединено принципы образования и инклюзивное образование в одно целое тогда и работа станет ясной и понятной:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-Все люди нуждаются друг в друге.
Ознакомившись с этими принципами инклюзивного образования можно увидеть следующие способы включения:
- Принимать детей с инвалидностью «как любых других ребят в классе или группе»;
- Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
- Вовлекать ребят в групповые формы работы и групповые решения задач;
- Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Дети, которые имеют физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Рассматривая и изучая зарубежный опыт, для реализации поставленных целей уйдет много времени, а главное – участие и взаимодействие всех участников образовательного процесса, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, только при выполнении этих условий возможно решение проблем инклюзивного образования.
В современном обществе инклюзивное образование прогрессивный способ обучения и у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появится шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал.
Список литературы:
1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафона Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1 : Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011.
2. Медведев Д. А. Наша новая школа. Национальная образовательная инициатива // Выступление президента РФ на торжественной церемонии открытия Года учителя в России, февраль 2010.
3. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из
книги / Пер. Аникеев И. С., Борисова Н. В. М., 2009.