Инна Кравцова
Инклюзивное образование: что стоит за этими словами
▼ Скачать + Заказать документы
Инна Александровна Кравцова
Воспитатель 1 квалификационной категории
МКДОУ №21
г. Новосибирск
Инклюзивное образование : что стоит за этими словами
Я пришла работать в детский сад из школы. Отработав 22 года математиком-физиком, я ушла из школы и пришла работать в детский сад. Случилось это 2,5 года назад. А через полгода в группу пришла Даша. Ей было 4 года, но она резко отличалась от других детей группы. Она не умела ничего: мы кормили ее с ложки, одевали-обували, водили в туалет и прочее, прочее, прочее.
Публикация «Инклюзивное образование: что стоит за этими словами» размещена в разделах
В медицинской карте стоял диагноз: алалия (полное отсутствие речи, аутизм, задержка психического развития. Также там было указано, что мама несколько раз отказывалась от госпитализации на ранних стадиях медицинского обследования девочки. Так что мама, видимо, нам не помощница. Так оно и вышло дальше.
Приводя Дашу в садик, мама даже не здоровалась, интересовало ее только одно: когда она сможет оставлять девочку на полный рабочий день. Она решительно не принимала никаких советов, от всего отмахивалась.
Мы стали наблюдать за Дашей. Весь день она проводила стоя на ногах, никогда не садилась на стульчик, если пытались ее усадить, поднимала дикий крик. Стояла вдалеке от ребят и раскачивалась с ноги ни ногу. Никогда не улыбалась, не произносила никаких звуков вообще. Почти не смотрела в глаза человеку.
Обратились к психологу, но безрезультатно. Обратились к медику – безрезультатно. Везде нам говорили, чтобы мы просто смотрели за ней, чтобы не ушиблась, не укололась и т. д. Тогда мы стали учить ее и воспитывать самостоятельно, как воспитывали своих собственных детей в год-полтора.
По некоторым признакам мы поняли, что дома игрушек у Даши нет. Стали покупать для Даши особые игрушки, те, которые мамочки покупают ребенку в год-полтора. Два месяца учились мы с Дашей собирать простую пирамидку (складывать колечко на колечко, но до сих пор она не собирает ее правильно (складывает колечки не по размеру). Купили ей развивающую игрушку с различными прорезями. Она, увидев игрушку пришла в восторг и долго радостно визжала. Предложили поиграть кубиками, она сначала гладила их ручками и ничего не строила. Только занятий через 5 она стала подражать взрослому и строить паровозик. Потом освоили и пирамидку из кубиков.
Большими нашими помощниками стали наши дети из группы. Мы никому не сообщали о том, что Даша – не совсем здоровый ребенок, и говорили детям, что Даши просто очень маленькая и всему постепенно научится, а мы должны ей помочь в этом своим примером.
Не буду отнимать у вас много времени, скажу лишь одно: все, кто видел Дашу 2 года назад, не узнает ее теперь. Она самостоятельно кушает ложкой, сама ходит в туалет, умывается, одевается (правда, ей необходимо помогать выворачивать одежду и подсказывать некоторые мелочи, убирает за собой игрушки. Но самое главное – она начала говорить! Сейчас ее речь находиться на уровне 2 лет, однако ее вполне можно понять. Она спокойно идет в группу, улыбается нам воспитателям, общается с нами короткими словами, охотно и подолгу играет с ребятишками. Наши медики и психолог были потрясены переменой, которая произошла с Дашей. И никто из них не может себе представить, как необыкновенно трудно работать с таким ребенком.
К чему я написала эту статью: так много и так красиво говорят с высоких трибун об инклюзивном образовании ниши ученые мужи. Мы перевернули весь Интернет в поисках толковых советов, игр, занятий для таких детей. Поверьте мне на слово – почти ничего не нашли. Лишь немного упражнений на песочном столике для рисования. Очень бы хотелось, чтобы по этой теме можно было бы найти легкие и доступные упражнения на развитие речи, умственных способностей и т. д.
На нашем примере и опыте можем сказать, что с этими детьми очень тяжело, развитие идет очень медленно и далеко не все получится. Но главное – это поместить их в группу обычных детей и строго следить за тем, чтобы такого ребенка не обижали, а воспринимали нормально. Чтобы никто из родителей здоровых детей не настраивал своего ребенка против таких, как Даша. Развитие Даши резко пошло вперед благодаря тому, что дети считают ее просто маленькой и во всем ей помогают, многому ее учат.
Если у кого-то есть наработки или заметки по инклюзии, прошу вас, давайте делиться ими. Ведь в нашей работе так: одна Даша ушла, другая пришла.