Татьяна Вдовенко
Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассматриваются значимые проблемы реализации интегрированного обучения и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями, раскрываются возможные варианты их разрешения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, интегрированное обучение, дети с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья, тьютор, доступная среда.
Публикация «Инклюзивное образование: основные проблемы внедрения» размещена в разделах
29 декабря 2012 года был принят новый Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в котором инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4].
Инклюзивное образование – процесс обучения и воспитания детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах и детских садах, поэтому его называют «включением» в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую попытку дискриминации детей. В самом сердце инклюзивного образования лежит право каждого ребенка на получение равного образования.
К процессу «включения» активно присоединяются образовательные организации по всей России. Но качество интеграции, в данный период её реализации, является не совсем квалитативным. Для качественного проведения интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями требуется тщательная подготовка образовательных организаций, педагогического коллектива и других субъектов образовательного процесса. Обозначим важнейшие из них:
квалифицированная подготовка педагогического состава;
обеспечение доступной (безбарьерной) среды;
оснащение учебных помещений требуемым оборудованием и обеспечение доступности образовательного процесса;
подготовка обучаемых категории «норма» к факту общего обучения со сверстниками, относящимися к группе лиц с ОВЗ;
подготовка родительского состава, чьи дети находятся в категории «норма», к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
подготовка тьюторского сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности;
разработка адаптированных основных образовательных программ для детей, имеющих особые образовательные потребности;
обеспечение осознанного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
Квалифицированная подготовка педагогического состава образовательной организации инклюзивного характера. Первое, что должно характеризовать педагога, любовь к детям. Главное проявление этого будет являться демократичность педагога к любому ребёнку. Не должно быть разграничений между «особенными» детьми и детьми «нормы», равное отношение – важный показатель. Знания, которым должен обучить педагог, должны быть досягаемы для любой категории детей. Здесь проявляется второе качество учителя – профессионализм как умение педагога донести программный материал посредством различных методов, приёмов, средств и адаптации образовательной программы.
Основой успеха учителя, считал В. А. Сухомлинский, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны [цит. по 2, с. 1].
С данным высказыванием нельзя не согласиться. В настоящее время образовательные организации не готовы в полной мере и степени реализовывать подход инклюзивного образования. В работе C. В. Алёхиной, М. А. Алексеевой, Е. Л. Агафоновой «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании» говорится о том, что, только каждый четвёртый педагог имеет ясное понятие об инклюзивном образовании, а остальные педагоги не осведомлены о специфике инклюзивного образования или ссылаются на недостаточность информационных материалов. Так же при работе с группой детей, имеющих особые образовательные потребности, присутствует страх того, что знания педагога будет недостаточно, и в связи с этим, он не сможет достаточно квалифицированно донести знания до детей данной категории [1, с. 86].
Данная проблема вытекает из отсутствия знаний и практических умений в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. С целью решения данной проблемы организуется множество семинаров, курсов повышения квалификации на базах ВУЗов. Данная подготовка является обязательной, в силу новых предписаний в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации». Данная переквалификация будет достаточной и вполне качественной для последующей организации работы в инклюзивных классах. Но парадоксом здесь является то, что педагоги считают, что их это не коснётся, ведь пока образовательная организация, в которой они осуществляют свою деятельность, не является инклюзивной. Однако слово «пока» несёт временный характер, так как родители (законные представители) могут обратиться в общеобразовательную организацию по месту проживания и потребовать зачисления своего ребёнка, имеющего особые образовательные потребности, именно в эту образовательную организацию, где педагоги не готовы к реализации данной работы.
Обеспечение доступной (безбарьерной) среды для лиц с ОВЗ. Доступная среда – одна из составляющих инклюзивного образования. Обеспечение права на получение образования и полноценное участие детей с ОВЗ в общественной жизни требует качественной реализации. Она предусматривает создание условий для совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и детей, не имеющих нарушений в развитии: в образовательных организациях должны быть предусмотрены широкие входные двери, лестницы, пандусы, съезды, пути движения внутри здания, оборудована сенсорная комната; так же для детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть оборудованы спортивные залы специализированной техникой: беговыми дорожками, велотренажёрами, специально созданными для них; соответствующее оснащение санитарно-гигиенической комнаты: туалет, сенсорный кран, отсутствие порогов, кнопка вызова помощи для лиц с ОВЗ; оснащение классов специальными партами, стульями, наличие свободных проходов по классу; обеспечение сопровождения педагогом некоторых групп детей; наличие психолога и дефектолога в штате образовательной организации; в случае необходимости, должна быть оказана квалифицированная медицинская помощь.
Оснащение учебных помещений требуемым оборудованием для обеспечения доступности образовательного процесса. Оснащение учебных классов специализированным оборудованием для создания комфортной среды обучения является достаточно затратным в финансовом и архитектурном вопросе. В связи с недостаточностью классных помещений и нехватки финансовой поддержки, множество образовательных организаций пока что временят с включением в процесс внедрения подхода интегрированного обучения. Разрешить эти вопросы может позволить систематизация и «профилизация» инклюзивных образовательных организаций с целью оптимизации расходования финансовых средств, выделяемых на нужды образования детей с ОВЗ определенных категорий, и решения адекватного использования классовых помещений. Такой подход к решению данной проблемы является выгодным для образовательных организаций, так как подготовить школу к принятию детей, одинаковой категории нарушений, проще и целесообразнее, чем бессмысленно оборудовать классы, возможно не нужной, вспомогательной техникой.
В данном решении возникает вторая проблема – проблема удаленности подобных образовательных организаций от места жительства ребенка и возникновения неудобств для родителей по доставке детей в образовательные организации, находящиеся не в шаговой доступности. Ведь одна из основных идей инклюзивного образования заключается в возможности обучения в любой близлежащей школе. Может быть следующее решение: обеспечить транспортировку детей на школьном автобусе, курсирующем по микрорайонам города или населенного пункта.
Подготовка обучаемых категории «норма» к факту общего обучения со сверстниками, относящимися к группе лиц с ОВЗ. Жестокость нынешнего поколения детей не может оставаться без внимания. Многие дети, в силу своего воспитания, не способны воспринимать ровесников с «особенностями» как полноценных людей. Чаще этому повергаются дети с нарушением психического развития (задержка психического развития, недоразвитие и др.). Изолированность детей «нормы» от общества детей с ОВЗ имеет отрицательный эффект. Но при правильной организации работы в данном направлении (проведение ознакомительных уроков, классных часов с обсуждением вопросов совместного обучения детей разных категорий, взаимодействие с «особыми» сверстниками и др.) учащиеся будут ознакомлены с типом и спецификой таких детей, станут уважительнее и терпимее в отношении друг к другу. Все участники образовательного процесса будут готовы к совместному обучению. Как показывает опыт западных стран, дети, которые с раннего возраста росли вместе с «особенными» детьми, не похожими на них, через какое-то время перестают относиться к ним как к чему-то необычному, по сравнению с теми детьми, которым не приходилось раньше сталкиваться с группой детей с особенностями в развитии. Дети в инклюзивных школах заметно отличаются добротой, отзывчивостью, заботой о друге, толерантностью к «особенным» детям. В свою очередь дети с ОВЗ чувствуют себя такими же, как и здоровые, помогают друг другу, вместе развиваются.
Подготовка родительского состава, чьи дети находятся в категории «норма», к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Большой проблемой данного направления является неосведомлённость родителей о том, что их ребёнок обучается в образовательной организации инклюзивного характера и о специфике такого варианта обучения. Некоторые из них считают, что дети с ОВЗ мешают обучению их детей, они против их взаимодействия во внеурочное время и общественной деятельности.
Общество необходимо готовить к социальной инклюзии. Нужно создать систему пропаганды ценностного отношения к гражданам Российской Федерации, имеющим психофизические нарушения, вообще, и к детям с ОВЗ, обучающимся в образовательной организации, в частности.
Подготовка тьюторского сопровождения для детей, имеющих особые образовательные потребности. В Италии, где 94 % школ являются инклюзивными, большинство учителей, принимая инклюзию, имеют серьезные проблемы по внедрению ее в жизнь класса. Они предпочитают переносить всю ответственность за обучение учащихся с нарушениями в развитии на плечи учителей поддержки. В наших инклюзивных школах нет учителей поддержки, нет ассистентов у учителя, редко встречаются тьюторы у ребёнка. Всё это увеличивает нагрузку на самого учителя, накладывает на него серьёзные требования по изменению содержательной и организационной стороны учебного процесса [1, с. 91].
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути.
В настоящее время в России определены должностные обязанности тьютора общего образования. Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача : помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социо-культурную среду.
Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
Разработка адаптированных образовательных программ для детей, имеющих особые образовательные потребности. Большинство педагогов не готовы к работе в инклюзивных классах. Одновременно преподавать материал детям группы «нормы» и тут же адаптировать программу урока для детей с особыми образовательными потребностями трудно. Данная проблема тяжело решается педагогом в одиночку. Подготовка урока по двум планам: образовательной программы и адаптированной образовательной программы, выявляет потребность индивидуального подхода к ученикам с ОВЗ. Они будут работать над заданием, не включаясь в общий образовательный процесс урока, и смысл инклюзивного образования детей, с особыми образовательными потребностями, теряется. Становиться ясным важность присутствия тьютора, как вспомогательного элемента педагогического процесса учителя.
Обеспечение осознанного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями. В работе с такими детьми необходимо учитывать не только академические результаты, но иные образовательные и, социо-культурные достижения. Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социо-культурной адаптации в обществе.
Таким образом, можно констатировать, что российское государство, общество, образовательная система только начинают формировать первый опыт реализации идеи инклюзивного образования, находятся на стадии осмысления, создания и апробации концепций и моделей инклюзивного образования, его нормативно-правового и ресурсного обеспечения. Данный процесс находятся в самом начале своего пути, когда существует больше вопросов, чем ответов. Но главное достижение этого движения – признание факта, что лица с ограниченными возможностями здоровья являются полноценными членами общества и имеют равные права на получение качественного образования.
Список использованных источников
1. Алёхина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 1. – С. 83–92.
2. Волкова, Т. А. Особенности профессии педагога в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Т. А. Волкова // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART 55228. – URL : https://e-koncept.ru/2014/55228.htm (дата обращения : 27.11.2015).
3. Гудонис, В. Дефектологический словарь: Том №2 (в 2-х томах) / В. Гудонис, Б. П. Пузанов. – М. : Издательство Московского психолого-социальногo института, 2007. – Т. 2. – 736 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения : 27.11.2015).