Марина Лапина
Информационный проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Экономика и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экономическому воспитанию
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Тема: «С экономикой мы дружим!»
Вид проекта : инормационнный, долгосрочный
Публикация «Информационный проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Экономика и дети“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: сентябрь 2020 г – май 2021 г.
Введение
Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию :
актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
сроки и этапы реализации проекта,
управление и обеспечение проекта,
ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
планируемые мероприятия в рамках проекта,
заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена» и пр.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта :
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта :
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Задачи:
Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Этапы проекта :
1 этап – Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика и дети».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
Презентация сказки экономической направленности «С экономикой, мы, дружим!»
Формы работы:
беседа, обсуждение, дискуссия,
просмотр слайд-презентации, мультфильма,
коллекционирование,
чтение художественной литературы,
игровые ситуации,
решение проблемных ситуаций,
рассматривание картин,
сюжетно-ролевая игра,
продуктивная деятельность,
экскурсия,
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Кафе»
7. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут :
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
План проектных мероприятий.
Сентябрь
1. Разработка проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы
3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.
4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.
Цель: Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями.
Октябрь
1. Беседа «Что такое деньги».
2. Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.
3. Чтение произведения А. Романова «Чудеса в кошельке».
4. Беседа «Где и что покупают люди»
5. Рассматривание картины «В магазине»
6. Оформление коллекции денег.
Цель: Познакомить детей с понятиями «, денежные купюры»,» карточка»,» кошелек».
Ноябрь
1. Беседа «Семейный бюджет»
2. Сюжетно – ролевая игра «Гипермаркет»
3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи»
4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджете»
Цель: Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).
Декабрь
1. Беседа на тему «Товар и цена»
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников.
4. Дидактическая игра «Что быстрее купят»
Цель: Формировать представление о таких понятиях как «цена» и «товар», дороже, дешевле.
Январь
1. Беседа «Труд в жизни людей»
2. Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В. Г. Сутеева
3. Словесная игра «Кому что нужно для работы»
4. Просмотр презентации «Все работы хороши»
Цель: Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду,
Февраль
1. Ситуативный разговор «Что такое рынок»
2. Чтение стихотворения Ю. Тувина «Овощи»
3. Рассматривание картины «На рынке»
4. Сюжетно – ролевая игра «Рынок»
Цель: Развивать представление детей о том, что такое рынок.
Март
1. Беседа «Для чего нужна реклама»
2. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»
3. Ситуативный разговор «знакомство с новыми профессиями»
4. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.
Дискуссия «Хорошо – плохо»
Цель: Дать представление о том, что такое реклама, профессия «рекламодатель», «рекламное агентство»; развивать речь детей, логическое мышление.
Апрель
1. Беседа «В чем нуждается человек»
2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон»
3. Просмотр презентации «Все, что нужно мне для жизни»
4. Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»
Цель: Формировать представление о понятии «потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.
Май
1. Беседа «Что такое бизнес и капитал»
2. Чтение художественной литературы Успенской «Бизнес Крокодила Гены»
3. Дидактическая игра «Экономическая рыбалка»
4. Сюжетно – ролевая игра «Строительный бизнес»
5. Сказка «С экономикой, мы дружим!»
Цель: Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль, валюта, бизнес.
Итог проекта :
Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
1. Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
2. Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
3. Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.