Зинаида Пьянкова
Проект «Экономика и дошколята» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Пьянкова З. П.
Вид проекта: среднесрочный, социально-значимый,
информационно-познавательный, групповой,
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Сроки реализации: январь - март 2023г.
Образовательная область: экономическое воспитание дошкольников, ознакомление с окружающей действительностью.
Публикация «Проект „Экономика и дошколята“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность: Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Жизнь требует умения самостоятельно ориентироваться в финансовой сфере, осторожно действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, выгодно.
Наши дети очень рано включаются в финансовую жизнь своей семьи, они слышат от взрослых незнакомые слова: акция, надо в банкомате снять деньги, зарплата, пенсия, бюджет, часто участвуют в купле продуктов, вещей, игрушек, видят купюры, монеты - овладевая, таким образом, «азами» финансовой грамотности, пока еще на житейском уровне.
ФГОС дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Обучение основам финансовой грамотности - это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление - экономическое воспитание. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Сделать экономику доступной, понятной педагогам помогает игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев). В играх знания детям не навязываются: путём проб и ошибок ребёнок делает для себя выводы, а мы его незаметно направляем. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности, через которые мы помогаем создать у детей правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях и главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
Цель проекта: Спроектировать совместную деятельность всех участников процесса для формирования элементарных экономических знаний у детей, посредством разнообразных видов детской деятельности и педагогических технологий в проекте «Экономика и дошколята».
Задачи:
- Сформировать у детей понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость)
-Учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
- Создать плодотворное партнерское взаимодействие с участниками проекта.
- Воспитывать у детей умение применять на практике и в жизни полученные знания по экономике.
Гипотеза: Если мы используем разнообразные методы и приёмы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью, то у них сформируется правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости, уважительное отношение к труду людей, они будут знать историю возникновения денег, их предназначение, познакомятся с монетами, денежными единицами России.
Предполагаемый результат:
-Дети через занимательный материал, использование информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий познакомятся с экономическими понятиями.
-Самореализация ребенка пройдёт через творческие выставки, игры, театрализованные представления.
-У детей разовьётся интерес к разным профессиям людей.
-Активизация семей воспитанников, повышение родительской компетентности в области финансовой грамотности.
Срок реализации проекта: январь - март 2023 г.
Место реализации - МАДОУ детский сад № 25, г. Тавда.
Подпроекты:
«Моя семья»
«Труд кормит, а лень портит»»
«Мир профессий»
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Организовать совместную деятельность детей и родителей, в рамках проекта:
1. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.
2. Обсуждение проекта, составление плана, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта.
3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
5.Консультация для родителей: «Финансовая грамотность детей», «Бережное и разумное отношение к деньгам – это то, что дети возьмут у родителей».
6.Анкетирование родителей «Дети и финансовая грамотность».
7. Создание обогащённой развивающей среды в группе: пополнение уголка математики «Юный финансист»
8.Проведение цикла НОД: «Откуда появились деньги?» (онлайн путешествие в Музей денег, «Деньги. Купюра. Монета», «Что такое деньги», «Размен денег», «Семейный бюджет - что такое?», «Знакомимся с профессией бухгалтера», «Путешествие в мир рекламы», «Дом, где живут деньги», «С уважением к энерго и водо сбережению»,
9.Ситуативные беседы: «История возникновения денег», «Семейный бюджет», «Учимся экономить», «Беседа о рекламе», «Монеты России», «Как исполнить свои мечты».
10.Познавательные беседы: «Деньги бывают?», «О бумажных деньгах», «Домик для денег», «Расскажи о своей копилке», «О профессиях», «Реклама-товар».
11.Чтение: Т. Попова «Что такое деньги»- энциклопедия.
Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Махневич «Хочешь быть богатым?», Г. Остер «Вредные советы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть», Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», «Муравьи и старый горшочек», Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»
Чтение и обсуждение сказки Т. В. Грековой «Клад»,
Сказки: «Копейка- рубль бережет», «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Цветик - семицветик», «Жихарка», «Три поросенка», К. И Чуковский «Муха-Цокотуха», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» (отрывок, «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Чтение стихотворения: А. Усачёва «Как найти деньги?»
12.Просмотр мультимедийных презентаций: «Как появились деньги?», мультфильм «Профессии», «Как мужик корову продавал», «Золотая антилопа», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Три кота. Поход в магазин», «Уроки тетушки Совы» - азбука финансовой грамотности, «Буратино о финансовой грамотности», «Приключения поросёнка Фунтика», Фиксики «Деньги».
13. Игровая деятельность:
Сюжетно - ролевые игры:«Банк»,«Турбюро»,«Магазин игрушек», «Ателье мод», «Сбербанк», «Инкассаторская служба»,
«Супермаркет», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Маршруты товаров», «Что можно купить за деньги»,«Пиццерия», «Банкомат».
Дидактические игры: «Разложи по группам», «Чей домик?», «Найди тень», «Собери, разрезные картинки», «Маленький банкир», «Наоборот», «Группируем товары»,
«Положи монеты в банк, копилку, кошелёк», «Кто что делает», «Доходы, расходы», «Какие ошибки допустил художник», «Учимся экономить», «Копилка», «Какое слово лишнее?», «Хочу и надо» - желания и возможности, «Кому что нужно?», «Купи сестрёнке подарок».
Словесные игры:«Выбери правильный ответ из 3х», «Да - Нет», «Угадай сказку по началу», «Скажи по-другому», «Продолжи фразу - объясни», «Назови ласково», «Любимые сказки», «Отгадай загадку».
Пальчиковые игры:«Ну-ка, братцы, за работу», «Товары в магазине»,«Считаем денежки»,«Друзья».
Подвижные игры: игры-эстафеты с Крошем Грошем
14. Картотеки: физминуток, скороговорок, пословиц, поговорок.
2 этап - Обобщающий.
1. КВН «Страна Финансия»
2. Лэпбук: «Азбука денег»
3. Экскурсии: в «Сбербанк», на «Почту», рассматривание рекламы на баннерах на магазинах «Монетка», «Пятерочка».
4. Теневой театр «Тень»
5.Оформление ширмы: «Юный финансист».
6.Игра-тренинг «Давайте меняться».
7.Вечер загадок «Чудесная страна экономика»
8. Оформление мини-музея: «Музей денежных знаков».
9.Квест – игра: «Найди клад»
10. Игра – спектакль: «Денежкин домик»
11.Выпуск знаков-символов «Монетный двор»
12. Создание мини – библиотеки «Путешествие в мир денег».
13.Выпуск буклетов: «Всё о финансах»
14. Викторины: «Что? Где? Почем?», «Кто хочет стать миллионером?», «Весёлая экономика», «Юные финансисты».
15. Интеллектуальная игра: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Колесо истории».
16. Выставка копилок «Наши «денежные» домики».
Арт-салон :
Нетрадиционное рисование: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Реклама на плакатах»
Рисование: «Монетки», «Феечка Копеечка», «Кошелёк», «Мамина зарплата», «Копейка рубль бережет», монеты- техника «Фроттаж», «Крош Грош», «Придумай новые деньги».
Лепка: «Монеты»,«Кошелёк - домик для денег»- пластилинография, «Денежное дерево».
Аппликация: «Банковская карта», «Кошелёк» - бисером, «Денежное дерево»
Конструирование: оригами «Кошелёк»
3 этап – Заключительный:
Итоговое мероприятие: викторина совестно с родителями «Путешествие в Денежную страну»
Реализуемый проект «Экономика и дошколята» способствовал сплочению детско-взрослого коллектива нашей группы. Отобранный материал оказал благоприятное влияние на всех участников проекта, расширение знаний детей в области финансовой грамотности.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. У детей, при создании определённых условий, использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса
сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
Литература:
1. Кунакова Г. В. Конспект игры «Брейн-ринг» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты».
2. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие.
3. Погосян Л. Ю. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
4. Гладченко О. В. Конспект занятия в подготовительной к школе группе по финансовой грамотности на тему: «В стране сказочной экономики