Анна Айдарова
Информационные технологии в работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на М/О в МАДОУ детский сад № 106
Тема: Информационные технологии в работе ДОУ.
Дата проведения: 24.02.19г.
Учитель-логопед: Айдарова А. А.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных.
Публикация «Информационные технологии в работе ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Современные технические средства позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном (процесс, направленный на становление человека как личности, полисенсорном (процесс, направленный на формирование пространственно – временных представлений, интерактивном (изучение нового материала) подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодоления вторичных нарушений, а также общего развития детей.
Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития (Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, Ю. Б. Зеленская, Е. И. Машбиц, О. И. Кукушкина, И. А. Филатова, Л. Р. Лизунова и др.).
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт, что «в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования» (И. В. Роберт, 1994).
Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует коренным изменениям широко используемых в традиционной методике демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, ориентированных в основном на коллективное восприятие информации.
Широко используются в настоящее время компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций.
При организации методической работы рекомендую создавать мультимедийные презентации, использовать музыкальное сопровождение, видеоролики, фрагменты из фильмов.
Самостоятельно разрабатываю, активно применяю их в образовательном процессе на лексико-грамматических занятиях; на занятиях по формированию звукопроизношения; развитию звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; по подготовке к обучению грамоты. Для мобильности и удобства в работе создала медиатеку, где систематизировала весь имеющийся электронный материал. (показ презентаций занятий по формированию лексико – грамматических категорий и по формированию фонетико – фонематической стороны речи).
Все мы в детстве любили смотреть мультфильмы. Каждый раз смеялись от души, долго обсуждали сюжет, учили и пели песни из них, рисовали любимых героев. За четыре года мною был накоплен методический (теоретический и практический) материал по созданию анимации “Мульттерапия“. Занятия с мульттерапией показали, что создание анимационных фильмов с маленькими героями из мультфильмов озвученные логопедом с акцентированием какой–либо проблемной ситуацией очень помогает в развитии личности детей с речевой патологией, а также высоко оценивается специалистами, работающими с детьми с особыми потребностями, в том числе, как реабилитационный метод. Этот метод также дает позитивный энергетический эффект, при котором коррекция речи и развитие ребенка в целом происходит гармонично и естественно, что очень важно для детей, переживающих сложное время в своей жизни. (Демонстрация фильма «Смешарики»)
Написание презентации к занятию всегда объемная, кропотливая и полезная работа, так как приводит в порядок мысли, классифицирует материал, позволяет вскрыть узкие и слабые места - весь отобранный и подготовленный автором материал наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все огрехи здесь становятся достаточно заметны.
Поэтому один из главных положительных моментов при создании электронных презентаций - максимальная дисциплинированность педагога. И, как результат, педагог, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества обучения детей.
Преимущества логопедических занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе PowerPoint проявляются в следующем:
• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме;
• Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным; Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;
• Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.
Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечет внимание дошкольников, и они заострят свое внимание на анимированной части информации.
Таким образом, дети слышат, видят и запоминают все тезисы сообщения логопеда. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы логопеда, психолога, воспитателя.
• Мобильность
Все, что нужно для демонстрации - это носитель цифровой информации и компьютер, телевизор или даже карманный компьютер. Оптимальным решением может стать презентация с использованием ноутбука.
• Интерактивность
Важнейшей особенностью мультимедийных технологий является их интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля. Возможность непосредственно воздействовать на ход презентации - это одно из важнейших преимуществ мультимедиа. Выбор языка презентации, нужного для представления дает возможность фокусировать внимание дошкольников на выбранных логопедом ключевых моментах занятия.
• Многофункциональность
Существует реальная возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, с её совершенствованием, дополнением новыми картинками и играми.
Однажды созданная презентация может иметь до десятка различных способов использования: применение мультимедии для проведения занятий с детьми, открытых мероприятий, при обмене опытом с коллегами, воспитателями, организации консультаций с родителями.
Вывод:
В результате использования компьютерных игр, видеофильмов на занятиях у детей наблюдается:
1) повышение интереса к занятию;
2) более полное усвоение материала;
3) развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
4) достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки;
5) возможность индивидуализации коррекционного процесса за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств ребёнка, а также зоне его ближайшего развития.
Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Проводимая работа по нарушению речи через компьютерные игры за последние несколько лет назад была успешной.
Возникшие в ходе работы трудности были преодолены. Гармоничное сочетание традиционных средств обучения с применением дидактических компьютерных игр существенно сократило время на коррекцию речи детей.
Разделяя точку зрения многих исследователей, считаю основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении для всестороннего развития ребенка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру. Восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.
Таким образом, в настоящее время, использование информационных технологий в деятельности педагогов ДОУ является важным и незаменимым средством образовательного процесса.