Елена Шевченко
Информационные технологии — помощники в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Мы видим, как мощно и практически повсеместно вошел в нашу жизнь Его величество Компьютер. Современный ребенок уже не представляет свою жизнь без этого ящика: тут и игра, и учеба, и общение…
Изменилось многое, не только то, что связанно с компьютером. Изменились потребности и возможности, вкусы, привычки, язык, на котором мы говорим и думаем… Изменились дети, меняемся и мы, взрослые… Это нормально, ведь изменения – это и есть свойства жизни. Однако, понимая это, как трудно соответствовать новому времени! Особенно сейчас, когда изменения наступают по всем линиям жизни. Причем в ускоренном темпе!
Публикация «Информационные технологии — помощники в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
Что ж, примем этот вызов! Ведь у нас нет другого выбора! И одним из ответов, возможно - пусть будет «нерушимая связь» между прошлым и будущим. Сегодня важно сохранить все то - самое лучшее, что накоплено человечеством в самом трудном деле – воспитании ребенка! И современные информационные технологии будут нам не врагами, а союзниками.
Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. В своей работе я стараюсь применять, насколько это возможно, инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства.
На музыкальных занятиях и праздниках используется мультимедийная техника. Компьютерные технологии расширяют сферу воздействия музыки на ребенка. На празднике «Хлеб - всему голова» смотрели слайды о возникновении хлеба, на выпускных вечерах показывали хронику группы, как дети росли. Для детей подготовлены презентации на различные темы:
«Космическое путешествие», «Воронежский заповедник», «Где живут ноты», «Праздник осени», «Природа и музыка».
Сегодня я хочу поделиться опытом использования информационных технологий в приобщении дошкольников к русским народным традициям при работе над постановкой музыкальной сказки – оперы «Снегурочка».
На современном этапе, в свете ФГОС одна из главных задач музыкального воспитания дошкольников - средствами музыкального фольклора воспитать интерес воспитанников к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения, навыки. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Наш Воронежский край всегда славился красотой и богатством музыки, живописи, литературы, своими праздниками и обычаями.
Творческий проект музыкально-театрализованного представления сказки «Снегурочка» задумывался как результат воздействия интегрированного подхода к развитию творческих способностей в процессе слушания, исполнительства, творчества детей.
Прекрасным средством приобщения дошкольников к народному творчеству, классической музыке, развития эмоциональной сферы, формирования основ музыкальной культуры является мир музыкальной сказки.
Сказка оказывает большое воспитательное воздействие на развитие дошкольников. Этот жанр доступен детям с раннего возраста, он понятен и близок по содержанию. Сказка, являясь важным средством развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка, по словам Сухомлинского, «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра».
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий.
На музыкальных занятиях по ознакомлению детей с оперой-сказкой Н. А. Римского–Корсакова «Снегурочка», читая замечательную сказку и рассматривая иллюстрации к ней, декорации Васнецова к опере а также просматривая замечательный старый советский мультфильм, мы всегда старались сохранить приоритет музыки. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.
Мультимедийное оборудование, которое есть в нашем дошкольном учреждении помогло и в создании декораций. Так, в самом начале спектакля, во время звучания музыки Пролога, на центральную стену проецировалось изображение зимнего леса.
А хор «Прощай, масленица» В нашем спектакле звучал дважды. Сначала в исполнении детей, а затем в классическом варианте, причем, на центральной стене проецировалась нарезка из фрагментов мультфильма.
Смена слайдов не занимает много времени, и поэтому нам было удобно быстро сменить декорацию. И дети увидели картину пробуждающейся весенней природы. Это был фрагмент из классического советского мультфильма.
Интересно было работать над сценой восхода солнца и таяния Снегурочки. Я скомбинировала иллюстрацию к сказке с документальным видео. В качестве музыкального ряда был взят фрагмент из оперы Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».
И, наконец, в заключительной части звучит уже современная народная музыка в исполнении группы Ивана Купала «О, лето». И в качестве видеоряда я также подготовила нарезку из фрагментов мультфильма.
Преимущества использования компьютерных технологий очевидны :
1. знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов;
2. широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;
3. демонстрировать графический материал (модели, схемы);
4. “посещать” крупнейшие музеи мира;
5. готовить презентации;
6. прослушивать записи песен;
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.