Коваленко Эльвира
Современные образовательные технологии в логопедической работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире у детей часто наблюдаются речевые нарушения различного характера. Самый благоприятный период для их устранения - 4-6 лет, то есть то время, когда ребёнок проводит в детском саду. Современный детский сад должен располагать специальными вспомогательными технологиями, для наилучшего результата работы логопеда и других специалистов. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые очень быстро утомляют дошкольников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, согласовывать свои действия с действиями других, так же отсутствие самоконтроля, отмечаются проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов.
Публикация «Современные образовательные технологии в логопедической работе в ДОУ» размещена в разделах
В последние годы российскими и зарубежными педагогами и психологами разработано множество интересных методик как для организации детского досуга, так и для коррекции нарушений. Такие как: сказкотерапия, сенсорная комната, внедрение и использование компьютерных технологий и т д. Всё это можно и нужно организовать в современном детском саду. И всё же для чего нужно внедрять эти методики в дошкольное образование?
Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении создает положительный эмоциональный настрой, помогает преодолеть нарушения в эмоционально – волевой сфере (снижает агрессию, уменьшает тревожное состояние, снимает мышечное напряжение); развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память и развивает речь. В этой комнате дети узнают, что обычные вещи становятся волшебными. Здесь можно любоваться водопадом («сухой» душ) ,быть настоящим звездочетом (звездное небо) ,плавать в шариках («сухой» бассейн, а еще можно стать жителем подводного царства (лампа «Аквариум») .Сенсорная комната – это один из шагов на пути к детскому саду будущего
Сказкотерапия для дошкольников- это современное средство широко используемое психологами и педагогами для решения различных задач. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой другой вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Для проведения сказкотерапии в группе должен быть игровой материал для сюжетно – ролевых игр, для игры – драматизации, для театральных, дидактических и подвижных игр. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.
Мы живем в век информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают в систему дошкольного образования, и так же широко используются в логопедической коррекционной работе. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Хотелось бы отметить компьютерную игру «Игры для Тигры», предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений данная программа «Игры для Тигры» включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Коррекционно-образовательное содержание каждого блока позволяет организовывать логопедическую работу в соответствующем направлении.
Использование логопедических распевок с видеосопровождением на индивидуальных коррекционных занятиях имеют большую популярность в логопедической работе. Логопедические распевки применяются для коррекции звукопроизношения, автоматизации звуков,развития темпа речи, речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. В коррекционной работе с детьми с различными дефектами речи, положительную роль играют и совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптироваться к условиям внешней среды.
В заключении хотелось бы отметить, что внедрение и использование новых технологий в сочетании с традиционными дают хороший результат, наряду с коррекционными задачами вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фон, что помогает достигать хороших результатов при коррекции речевых нарушений.