Наталья Бусыгина
Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда
Всем известно, что большинство дошкольников, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Использование развивающих компьютерных программ делает работу логопеда более эффективной.
Публикация «Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда» размещена в разделах
Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Применение компьютерных технологий на занятиях помогает сделать коррекционно-развивающую работу интересной, увлекательной для детей, развивает кругозор и творческие способности, позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, а следовательно, способствует повышению самооценки ребенка.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую и речевую готовность ребенка к обучению в школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Примеры заданий с использованием компьютерных технологий, применяемых на различных этапах коррекционной работы с детьми.
1. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из «Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются мониторе в ярком виде. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. Одновременно мы развиваем пространственные представления.
2. При автоматизации звуков, а также на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий используются дидактические игры в компьютерном варианте «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Скажи наоборот», «Назови ласково» и т. д.
3. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
4. Модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения используются на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.
Упражнения такие как: «продолжи узор», «найди пары», «найди фигуру», «заполни квадрат» уже несколько усложнены и способствуют развитию внимания, зрительной памяти, совершенствуют зрительно-моторную координацию, будят комбинаторное творческое мышление. Этот вид заданий занимает немного времени и может быть использован для поощрения дошкольников.
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее подготовить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения дошкольникам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно, при этом обязательным является соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов:
• использование новых моделей компьютера;
• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда :
• составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
• позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
• компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Преимущества использования ИКТ в работе для ребенка :
• повышает мотивацию ребенка к занятиям;
• формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
• обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников.
Библиографический список
1. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
2. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009 г.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.
4. Кузьмина Е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
5. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. — № 2.
6. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
7. Федорович Л. А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. — Л, 2005- №5-6