Сазонова Екатерина Михайловна
Информационно-познавательный проект по ПДД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-познавательный проект по ПДД в старшей группе
Вид проекта : информационно-познавательный
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги,родители.
Публикация «Информационно-познавательный проект по ПДД в старшей группе» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и оста тся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребенок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяж лые. Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Актуальность:
Совсем немного пройд т времени и скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Зачастую виновниками дорожно–транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Необходимо своевременно обучать их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированным, осторожным и осмотрительным на улице.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа.
Цель проекта : формирование навыков безопасного поведения на улице и по дороге в детский сад.
Задачи :
Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее; Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями;
Расширять знания детей о видах транспорта;
Воспитывать в детях грамотных пешеходов; *Развивать моторику рук.
Прогнозируемый результат реализации проекта «Дети и дорога»
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
-проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;- знание правил безопасного поведения на улицах;-умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; -умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
Цель: определить основные направления работы.
Подбор материала по ПДД (приобрести новинки методической и детской литературы, найти современную познавательно-развивающую информацию о ПДД для дошкольников, родителей,подбор раскрасок по ПДД для дошкольников; Подбор необходимого материала, пособий, оборудования; Проведение предварительной работы, разработка конспекта мероприятия, презентации; *Создание развивающей среды для изучения ПДД –зона ПДД. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях; Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»,О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения»;Изготовление дидактических игр по ПДД;
Использование игр: дидактических:«Подумай – отгадай»,«Красный – зеленый»,«Какой это знак?»,«Кто больше знает?»,«Угадай-ка»,«Подбери к ситуации соответствующий знак» и т. д. Подвижных:«Воробышки и автомобиль»,«Цветные автомобили»,«Ловкий пешеход»,«Пешеходы и транспорт» и т. д.
Был разработан перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения на 2020-2021г.
2. Организационный этап.
На протяжении учебного года в старшей группе велась работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения, с интеграцией пяти образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Были проведены беседы:«Правила дорожные знать каждому положено», «По дороге в детский сад», «Зачем нужен светофор?», «Как вести себя на улице», «Правила для велосипедистов», «Правила для пассажиров и пешеходов» и др.
«Светофор»
У любого перекрестка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Cвет зеленый- проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит, двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай
правила движенья.
«Три чудесных цвета»
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий – красный цвет.
Если он горит – стой!
Дороги дальше – нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет –
Жди!
Увидишь скоро желтый в середине цвет.
А за ним зеленый цвет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
“Препятствий нет!”, – смело в путь иди.
Как выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Беседа на тему «Правила дорожные знать каждому положено»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их;
Ход беседы:
Вы уже знаете, что пешеходы обязаны соблюдать правила уличного движения. Я сказала пешеходы. Что означает это слово? Из каких других слов оно образовано? Что обязаны делать пешеходы? Да, они обязаны соблюдать правила уличного движения. Есть такие правила? Назовите их. (Ответы детей). Не следует переходить улицу на красный свет даже тогда, когда на дороге нет машин,— уточняет воспитатель. Формулирует правило, которое дети повторяют все вместе и по одному: если ты не успеваешь перейти улицу, остановись на середине ее и подожди зеленого сигнала светофора.
Беседа на тему: «Зачем нам нужен светофор?».
Цель: формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения.
Ход беседы:
Светофоры были изобретены для того, чтобы регулировать безопасность движения на улицах. Широкое распространение получили они после изобретения автомобиля. До того не было особой потребности в официальных правилах уличного движения и устройствах регулировки движения транспорта: люди больше полагались на здравый смысл и корректность поведения. Но когда улицы заполнились быстрыми и шумными автомобилями, стало очевидно, что регулировать уличное движение необходимо. Светофоры, которые заставляли останавливаться одних, давая возможность двигаться другим, представляли один из способов защитить автомобили и пешеходов от столкновений и избежать образования транспортных пробок.
Первый светофор появился в Англии в центральной части Лондона в 1868 году. Этот газовый фонарь, закрытый с одной стороны красным, а с другой зеленым стеклом, был подвешен на высоком железном столбе, и его можно было поворачивать в одном или другом направлении с помощью ручки, установленной в его основании. Конечно, в то время автомобилей еще не было. Но количество транспортных средств с паровым двигателем, повозок, которые тащили животные, и пешеходов увеличилось настолько, что для предупреждения аварий требовался светофор.
Электрический светофор изобрел Гаррет Морган, афроамериканец, изобретатель и бизнесмен. После покупки первого автомобиля Морган понял, что на перекрестках необходимы какие-то средства регулирования уличного движения. Он придумал светофор, работающий по тому же принципу, что и световые сигналы, устанавливаемые на железнодорожных разъездах. В первых
светофорах были предусмотрены красный и зеленый свет, а при перемене света раздавался звуковой сигнал. Но по мере увеличения автомобильного движения и связанного с ним шума стало ясно, что световой предупреждающий сигнал, включающийся между сигналами «двигаться» и «стоять», будет эффективнее, чем звуковой. К световым сигналам светофора был добавлен желтый или оранжевый сигнал, предупреждающий водителей о том, что сейчас включится сигнал «стоп».
Проводили викторины, где закреплялись ПДД.
Разбирали и анализировали различные ситуации, делали выводы.
Беседа на тему: «Как вести себя на улице»
Цель:формировать у детей представление о безопасном поведении на улице.
Ход беседы:
Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно.
Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы:
Где надо играть на улице?
Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?
Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?
К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?
Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?
Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?
Педагог предлагает детям рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.
Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице (на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
С родителями проводились консультации, беседы: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», «Родителям о правилах дорожного движения», разработаны и розданы памятки.
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.
Конкурс поделок
Организация выставки поделок «Всё о дороге».
Консультации для родителей «Осторожно, зимняя дорога»
«Что должен знать и уметь ребёнок по правилам дорожного движения»
Работа с родителями.
1. Консультацию: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
2. Оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!»
3. Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать».
4. Рисование безопасного маршрута от дома до детского сада.
Продуктивная деятельность.
Раскраска рисунков «Опасные ситуации на дороге».
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Пешеходный переход».
Продуктивная деятельность.
Закладка для книг «Светофорик».
Лепка «Весёлый светофор».
Продуктивная деятельность.
Изготовление машинок из спичечных коробков.
Работа в раскрасках «Виды транспорта».
5. Анкетирование среди родителей «Осторожно, дорога!».
Самостоятельная деятельность в условиях развивающей среды
Подвижные игры: «Водители», «Тише едешь-дальше будешь», «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры: «Автобус»; «Школа начинающего водителя», «Водители и инспектор ГИБДД», «Путешествие на поезде», «Водители», «Путешествие на транспорте».
Настольные игры: «Путешествие пешехода», «Азбука пешехода», «Лото. Дорожные знаки».
Рассматривание иллюстраций «Как избежать неприятностей», «Истории на дороге».
Рисование, аппликация, лепка на тему безопасности; дорожные знаки.
Конструирование из строительного материала «Моя улица», «Железная дорога» с дальнейшим обыгрыванием построек.
Заключительный этап:подведение итогов.
По результатам мониторинга мы пришли к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Цель и задачи успешно выполнены.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Аппликация «Пешеходный переход» Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи: Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками. Закреплять умение правильно составлять изображения из деталей. Упражнять в аккуратности наклеивания деталей. Развивать воображение, чувство композиции.
Лепка «Дорожные знаки в технике «пластилинография». Цель: Продолжать учить детей создавать изображение дорожных знаков техникой пластилинография (контурная лепка). Задачи: Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД. Закреплять представление о том, что знаки делятся на несколько групп (предупреждающие, информирующие, запрещающие).
Рисование «Светофор». Цель: Закреплять знания о правилах дорожного движения.
Задачи: учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; развивать наблюдательность, зрительную память; умение отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать в дошкольниках дисциплинированных пешеходов.