Ольга Шлейгер
Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе
Сроки реализации: краткосрочный
Возраст детей: 3 – 4 года
Подготовила и провела: воспитатель Шлейгер Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Публикация «Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы „На суше, в небе, на морях…“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Нужно помнить, воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проблема
В настоящее время все меньше времени со стороны родителей уделяется воспитанию духовности и патриотизма, уважению к истории, укреплению связей поколений. Поэтому в преддверии праздника «День Победы», я решила реализовать совместно с воспитанниками своей группы проект «На суше, в небе, на морях…», где дети познакомятся с видами военного транспорта и военным профессиями. Этот проект является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, за Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
Цель: создание условий для обогащения детей знаниями о видах военного транспорта, военных профессий.
Задачи:
- формировать первичные представления о празднике «День победы», оВОВ, военном транспорте, о военных профессиях;
- развивать познавательный интерес, речь, память, творческие способности;
- воспитывать нравственно-патриотические чувства, чувства гордости за свою страну.
Методы и формы работы: беседа, рассматривание иллюстраций, конструирование, экспериментирование, чтение художественной литературы, стихотворений, подвижные игры.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы первичные представления о родах войск, защитниках Отечества, военной технике; о празднике «День Победы»; нравственные качества: отзывчивость, смелость, уважение к защитникам Отечества, любовь к Родине.
1 этап (подготовительный)
- выбор темы;
- планирование реализации проекта;
- подготовительные работы педагога.
2 этап (практический)
Работа с детьми
1- ый день
1. Беседа «День Победы»
Цель: познакомить детей с праздником «День Победы», сообщить первоначальные сведения о ВОВ.
2. Конструирование из лего «Самолет»
Цель: закрепить знания: самолет – воздушный транспорт, управляет – летчик.
3. Чтение стихотворения «Майский праздник» Г. Белозеров
Цель: воспитывать умение слушать и понимать, а также запоминать небольшое по объему стихотворение, создать у детей радостное настроение
2-ой день
1. Рассматривание иллюстраций, книг по темам «ВОВ», «Военная техника», «Военные профессии»
Цель: познакомить детей с наземной военной техникой – танк, броневик и др.
2. Лепка «Танк»
Цель: закрепить знания детей о наземном военном транспорте - танк, военной профессии – танкист.
3. Чтение стихотворений «Флажок», «Самолет», «Наши солдаты» А. Барто
Цель: помочь детям понять содержание стихотворения, учить читать его выразительно, спокойно, следить за дыханием.
3-ий день
1. Беседа по картинкам «Военный водный транспорт».
Цель: дать детям представление о том, что не только в небе и на земле шли боевые действия, но и на морях велись бои. Познакомить с водным военным транспортом и профессией – моряк.
2. Подвижная игра «На суше, в небе, на морях…»
Цель: закрепить знания детей о видах военного транспорта, реагировать на сигнал воспитателя.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Рекомендации «Как рассказать детям о ВОВ»
3 этап (заключительный)
ОД «На суше, в небе, на морях» (изготовление коллажа)
Цель: закрепление знаний детей о видах военного транспорта и профессиях.
Приложение 1
Беседа «День Победы».
Задачи:
- Дать знания детям о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
- Активизировать эмоциональную сферу детей и тем самым вызвать у них желание участвовать в беседе.
-Обогащение словарного запаса.
- Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Ход беседы:
Воспитатель: 9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? День Победы — самый великий и серьёзный праздник, как для России, так и для многих других стран мира. Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.
А теперь послушайте стихотворение:
«Навек запомни!» (отрывок)
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты —
Рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел
И Родину сберег.
Автор: М. Исаковский
Воспитатель: Это была страшная и долгая война. Ранним июньским утром, в воскресенье 22 июня 1941 года, предрассветную тишину внезапно разорвали взрывы ревущих снарядов. Так началась война. Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Весь народ поднялся на защиту Родины, наша армия, женщины, старики, и даже дети. Наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину, и водрузили флаг над Рейхстагом (это главное здание в Берлине). Это случилось 9 мая 1945 года. И с тех пор каждый житель нашей страны, и жители других стран отмечают этот праздник.
«День Победы».
Майский праздник –
День Победы,
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога,
На торжественный парад.
И задумчиво с порога,
Вслед им бабушки глядят.
Т. Белозёров
Воспитатель: В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины (показ иллюстрации).
Мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.
Чтение стихотворения:
«Родина»
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница,
И ромашковый бугор.
А другим, наверное, помнится,
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток.
И большой соседней фабрики
Или степь от маков красная,
Золотая целина …
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Громкий радостный гудок.
Берегите свою Родину, растите честными, мужественными, смелыми.
Приложение 2
Конспект ОД по легоконструированию
«Самолёт»
Цель: построить самолёт из легоконструктора.
Задачи:
- учить выполнять постройки по образцу, обогащать активный и пассивный словарь, закрепить знания о воздушном виде транспорта;
- развивать мелкую моторику рук, умение слушать и слышать воспитателя; монологическую и диалогическую речь
- воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы,
Материал: наборы с деталями конструктора Лего
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций воздушного вида транспорта, чтение стихотворения А. Л. Барто «Самолёт»
Содержание деятельности:
Педагог читает стихотворение А. Л. Барто «Самолёт»
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Воспитатель:
Ребята, о каком транспорте это стихотворение? Ответы детей.
Мы с вами сегодня будем настоящими конструкторами самолётов. Но чтобы построить самолёт, нужно потренироваться.
Пальчиковая гимнастика "Самолёт"
Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
(двигают рукой в разных направлениях)
Лётчик за кругом делает круг…
Ему самолёт товарищ и друг!
(двигают рукой по кругу)
На взлётную полосу сел самолёт,
(опускают руку и двигают по столу)
Вперёд побежал - и закончен полёт. (останавливают руку)
Двери открылись, под трапом земля,
(разводят ладони, наклоняют их)
И пассажиров встречают друзья.
(перемещают средний и указ, пальцы одной руки по ладони другой) Воспитатель: Теперь мы конструкторы, готовы строить самолёты? Ответы детей
Воспитатель обращает внимание детей на строение самолёта (крылья, фюзеляж - обращает внимание на это слово). Повторяет, что самолёт – это воздушный вид транспорт. Постройку выполняют по образцу.
Воспитатель: Посмотрите, какие самолёты у нас получились! Теперь возьмите свои самолеты и давайте заведем моторы, и полетели.
Приложение 3
Конспект ОД по лепке «Танк»
Цель: закрепление умения детей лепить танк, правильно передавать его форму и пропорции.
Задачи:
закреплять умение соединять выделенные части в одно целое методом примазывания, знания детей о наземном военном транспорте - танк, военной профессии – танкист;
- развивать воображение, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей;
- воспитывать чувство гордости за людей военной профессий.
Словарная работа: Родина, Россия, солдаты, танк, пушка, корпус.
Материал: картинка с изображением танка, пластилин, доски, стеки, салфетки, спичечные коробки.
Методы и приемы:
Наглядный: Образец, изображение танка.
Словесный: Беседа, словарная работа, указания, похвала, вопросы. Художественные слова, загадки, стихотворение.
Практический: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Ход:
Чтение стихотворения Владимира Орлова.
«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья –
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное!
Всех люблю на свете я!
Это Родина моя!»
- Ребята, какой праздник скоро будет отмечать наша страна? (День Победы)
- Правильно «День Победы», т. е. это праздник тех, кто воевал во времена ВОВ, тех, кто дожил до этого дня и тех, кто отдал жизнь, сражаясь на поле боя. Скажите, какими они были? (Смелыми, сильными и т. д.)
-Правильно ребята, они смелые, сильные, отважные, бесстрашные и мужественные. Сейчас я загадаю вам загадку, вы должны будите отгадать ее. Слушайте внимательно.
«Нагоняет страха
Стальная черепаха:
Бензином питается,
Огнём кусается.»
-Как вы думаете ребята что это? (Танк)
-Молодцы, догадались! Сегодня я предлагаю вам слепить танк. Чтобы у нас получились настоящие танки, нам надо внимательно рассмотреть наш танк. Вот какой танк слепила я.
Воспитатель задает наводящие вопросы, показывая образец танка
-Ребята что есть у моего танка? (корпус – спичечный коробок)
Какой геометрической фигуры корпус? (прямоугольной)
Что еще есть у моего танка? (пушка).
Ребята сейчас мы должны подготовить наши пальчики к творчеству, а для этого на нужно сделать гимнастику для пальчиков, подкатили рукава. Внимательно слушаем и повторяем за мной.
Пальчиковая гимнастика
«Летчик, моряк, пехотинец, танкист…»
Артиллерист, пограничник, связист.
Славные воины нашей страны,
Мир и покой охраняют они.
(поочередно соединяют все пальцы с большим.)
- А теперь приступим к работе: корпус танка - это прямоугольник. Из другой части раскатываем шар и слегка приплющиваем его. Получается поворотная башня танка. Пушку для танка мы сделаем, раскатывая из пластилина жгутик. Из маленьких шариков делаем колеса для гусениц (воспитатель наглядно показывает, как нужно это делать, обращая внимание на свой образец)
-Молодцы, ребята, справились с заданием. Какие у вас красивые получились танки! Предлагаю, наши танки разместить на поле.
- Танки, какой вид военного транспорта? (Наземный)
- Как называются военные, которые воевали на танках? (Танкисты)
- Молодцы! Отличные боевое машины у вас получились!
Приложение 4
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Патриотические чувства надо прививать детям с младшего дошкольного возраста.
Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события. С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки - это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Чаще проводить беседы к пониманию того, что семья-это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа ремонтирует бытовую технику и. т. д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной город.
В младшей группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего, знакомить детей с близлежащими улицами, обратить внимание на то, что улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес. Рекомендуем обращать внимание детей на всё положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и. т. д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города- это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и. т. д. Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Также рекомендуем знакомить детей с достопримечательностями родного города. Это может быть центр города, откуда начинается история, площадь, собор и. т. д. Основная задача-показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше.
Родная природа.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети младшей группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе.
Родная страна.
Основная задача в работе по знакомству детей с родной страной – вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Детей знакомим с государственными символами гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что наша страна красивая и большая.
Родная культура.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Очень важно знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте. Рекомендуем приобщать детей к культуре, рассказывать им народные сказки, привлекать их к тому, как одеты герои сказок, послушать народные песни, заучивание народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства. Тогда дети получат представления о Родине, как о стране большой и красивой. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё, необходима всегда! Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. У дошкольников нужно воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности - защищать нашу Родину, а также гордость за историческое прошлое своей страны.
Уважаемые родители, помните, для ребенка, именно вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг к другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир.
Наша с вами задача — воспитать настоящего патриота своей Родины, который будет ценить, хранить и уважать переданный ему опыт!
Приложение 5
Рекомендации для родителей «Как рассказать детям о войне»
День Победы – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. В этот день все люди, поздравляют ветеранов и возлагают к военным памятникам венки и цветы. Детям важно знать о празднике «День Победы», о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение, любовь к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.
Вот несколько советов, как рассказать детям о войне:
- поговорите об этом с ребенком;
- просмотрите тематические передачи по телевизору вместе с детьми (старые военные фильмы, несущие в себе доброту, свет, веру в Победу, военный парад, концерты военных песен;
- почитайте книги, они помогут дать представление о военном времени. Некоторые книги о войне написаны специально для дошкольного возраста. Они просто красивые, мудрые, в них присутствуют описания душевной доброты, стойкости и героизма;
- поучите стихотворения, пословицы, поговорки, песни о войне;
- пообщайтесь с ветеранами. Пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом;
- расскажите о ваших воевавших предках;
- посетите памятные места, поздравьте ветеранов.
Приложение 6
Конспект итоговой ОД по проекту «На суше, в небе, на морях…»
Задачи:
- закрепить знания детей о видах военного транспорта, военных профессиях;
- развивать память, внимание; умение работать в команде;
- обогащать словарный запас;
- воспитывать уважение и гордость за людей военной профессии.
Материал: ватман, картинки военного транспорта, фотографии детей, клей, кисточки, салфетки.
Ход:
- Ребята, сейчас какое время года? (Ответы детей)
- Правильно, весна. А, какие праздники м отмечали весной? (Ответы детей)
- Но, еще один праздник будет, кто знает, какой? (Ответы детей)
- Правильно, «День Победы», праздник, к которому шли наши прадеды долгих 4 года. А, где они сражались? (Ответы детей)
- Правильно, на войне. На каком военном транспорте они воевали? (Ответы детей)
- Самолет, какой вид транспорта? (Ответы детей)
- Танки, какой вид транспорта? (Ответы детей)
- Корабли, какой вид транспорта? (Ответы детей)
- Сейчас, я предлагаю, оформить плакаты с разными видами транспорта. На столе лежат картинки, надо наклеить их на ваши плакаты. Давайте вспомним, как мы работаем с клеем: клей наносим кисточкой на клеенке, затем накладываем на плакат и остатки клея примакиваем салфеткой.
Воспитатель делит детей на 3 подгруппы и дает задание:
1 подгруппа – воздушный вид транспорта;
2 подгруппа – наземный вид транспорта;
3 подгруппа – водный вид транспорта.
- Молодцы, у вас все получилось замечательно! Ребята, а еще у меня есть ваши фотографии, подумайте, если бы вы стали военными, кем бы вы были?
- Имя ребенка, кем бы ты хотел стать, на каком виде транспорта ты защищал бы Родину? (Ответ ребенка)
Воспитатель спрашивает каждого ребенка и предлагает наклеить свою фотографию на тот вид транспорта, который выберет ребенок.
- Молодцы, ребята! Скажите, какими должен быть человек военной профессии? (Ответы детей)
- Ребята, вам понравился наш плакат? (Ответы детей)
- Спасибо за работу!