Наташа Пирожкова
Информационно-аналитический отчёт учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Целью логопедической работы учителя-логопеда Пирожковой Н. В. является: коррекция имеющихся дефектов у детей и организация профилактики речевых нарушений.
Задачами логопедической реабилитации являются:
• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
• Развитие речевого дыхания.
• Постановка звуков и ввод их в речь.
• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
Темочки:
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Логопедия. Работа логопеда
- Отчет учителя-логопеда
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
• Профилактика нарушений письменной речи.
• Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
План работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности (коррекция речи) на 2014-2015 учебный год учитель-логопед Пирожкова Н. В. составляла в соответствии с адаптированной образовательной программы дошкольного образования под ред. Филичевой Т. Б. Чиркиной Г. В. М. : 2008 г. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» для детей
(5-6 лет, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений речи и социальную адаптацию воспитанников, с учетом ООП ДОУ, рабочей программы старшей логопедической группы
и элементов здоровьесберегающей технологии В. Базарного.
с учетом образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Свою работу учитель-логопед реализовывала по следующим направлениям:
- диагностическая работа, которая обеспечила своевременное выявление детей с ФФНР, проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивала своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ФФНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствовала формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивала непрерывность специального сопровождения детей с ФФНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа была направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ФФНР, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год учитель-логопед Пирожкова Н. В. начала с тщательного логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. Диагностика помогла правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. После обследования детей логопед индивидуально беседовала с каждым из родителей, уточняла анамнестические и анкетные данные, объясняла родителям необходимость их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, в создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
В 2014-15 учебном году в старшую логопедическую группу было зачислено 15 детей.
У некоторых детей, зачисленных в логопедическую группу, имелись нарушения психических процессов. У всех было детей нарушено звукопроизношение, у большинства были недостаточно сформированы фонематические процессы, навыки словообразования, имелись аграмматизмы. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок и пересказе у детей возникли трудности в лексико-грамматическом оформлении текста.
Таким образом, на основе данных логопедического обследования учитель-логопед Пирожкова Н. В. пришла к выводу, что детям необходима комплексная помощь всех специалистов ДОУ и родителей.
Содержание коррекционно-развивающей работы конкретизировала в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР.
Эффективность коррекционно – развивающей работы Наталия Владимировна определяла чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществлялась на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. При комплектовании группы для занятий педагог учитывала не только структуру речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организовывала с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивала реализацию здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях логопед с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создавала условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие учитель- логопед Пирожкова Н. В. осуществляла различными методами: наглядными, словесными и практическими.
Наглядные методы были направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические методы использовались при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
К практическим методам относится метод моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется учителем-логопедом Пирожковой Н. В. в работе:
- Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Введение учителем-логопедом наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки звукопроизношения в процессе коррекционного обучения.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы Наталии Владимировны с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.
Опора на игру и обязательное включение разных видов игр в коррекционных занятиях помогало учителю-логопеду обеспечить результат в преодолении речевых нарушений и способствовало развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.
Вся логопедическая работа Пирожковой Н. В. была основана на тесном сотрудничестве с воспитателями, родителями и другими специалистами ДОУ. Воспитатели логопедической группы на вечерних занятиях закрепляли знания, полученные детьми на индивидуальных занятиях, следили за речью детей во время игр и прогулок, вели работу по развитию связной речи и мелкой моторики пальцев рук.
Таким образом, учитель-логопед Пирожкова Н. В., используя технологии и методики личностно-ориентированного взаимодействия, деятельностный подход в воспитании и обучении на основе ООП ДО и программы под ред. Филичевой Т. Б. Чиркиной Г. В. М. : 2008 г. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием», грамотно планируя все разделы работы с учетом ФФНР детей, работая в тесном контакте с педагогами ДОУ и родителями, добилась положительного результата в образовательной деятельности.