Виктория Викторовна Симонова
Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в практике учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности.
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Публикация «Актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в практике учителя-логопеда» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. коррекционная Работа с опорой на различные анализаторы
Системный подход к коррекции речевых нарушений.
ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- звукопроизношение
-просодические компоненты речи
-фонематический анализ и синтез, фонематические представления
- лексико – грамматические средства языка
- артикуляционная моторика
- мелкая моторика
- связная речь
Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – логопатов. возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей – логопатов.
Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
Принцип доступности обучения. соответствие возрастным особенностям дошкольников. Задания предъявляются детям в игровой форме.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
Принцип воспитывающего обучения. воспитание у детей – логопатов волевые и нравственные качества.
Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях
• Задачи ознакомительно– адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
- знакомство детей с компьютерными программами.
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
• Задачи коррекционно– образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- развитие знаковой функции сознания.
-развитие психических функций.
• Задачи творческого цикла:
- развитие воображения.
- развитие познавательной активности.
Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий :
1. Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является :
• использование игровой формы обучения;
• полисенсорное воздействие, т. е. задействованы сохранные анализаторы что дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
• дифференцированный подход к обучению;
• объективность – фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
• формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
• повышение самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
• формирование сотрудничества между ребенком, учителем – логопедом;
• активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно–развивающем процессе;
• экономия временных ресурсов.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:
•При объяснении (введении) нового материала
•При закреплении
•При повторении
•При обобщении
•При обследовании
При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:
•Презентации
•Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
•Тестовые оболочки
•Ресурсы Интернет
•Развивающие flash-игры.
Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.
В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей.
Методика использования развивающих компьютерных игр:
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения.
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей в осознании содержания обычных математических задач.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и вышеуказанные ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций:
1. Работа над дыханием. Базовые комплексы БОС наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Совершенствование грамматического строя речи.
6. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального.
7. Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ :
•Артикуляционная гимнастика
•Слоговая структура
•Фонематические процессы
•Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи
•Подготовка к обучению грамоте.
•Буквенный гнозис и праксис.
•Коррекция письменной речи.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
• Программа должна иметь указание на возраст ребенка
• Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
• Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям
• Программа должна быть на русском языке
• Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
• Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения
• Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
• Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
• Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
• Чередование разных компьютерных игр.