Скиданова Ирина Петровна
Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим людям, уметь заинтересовать собой и своими идеями. Общение – та же деятельность и точно также имеет цель и результат. Безусловно, вся человеческая жизнь строится на общении. Если человек понятен и убедителен, то он более уверенно может донести свои мысли, планы, идеи, желания до окружающих. Поэтому основной задачей взрослых, которые ведут ребенка с самого рождения, является окружить его такой речевой средой, в которой у дошкольника к началу школьного обучения будет сформирована коммуникативная компетентность. Дети по своей натуре больше практики, чем теоретики. Они осваивают окружающий мир и культуру не только по средством общения со взрослым и сверстниками, но прежде всего, с предметами сначала ближайшего, а затем и удаленного окружения.
Публикация «Информационно-аналитический отчет о педагогической деятельности» размещена в разделах
Игра и общение в игре, учение и учебное общение, как правило подразумевают вовлеченность в них разное количество участников. И все они с разными интересами и потребностями, разными возможностями. У всех разные социальные роли – партнер по игре, воспитатель, мама, бабушка, папа. … Следовательно, и коммуникация, и деятельность будут протекать в разных партнерствах по-разному. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их - это проявление социальной компетентности.
Каждый из участников деятельности, коммуникации, социальных отношений получает и вносит в общее дело свой поток информации. А что бы распознать окружающий мир, необходимо уметь использовать источники, которые несут информацию. Кроме того, важно уметь относиться критично к получаемой информации – это проявление информационной компетентности.
Приходит время, когда дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной деятельности, очень важен для ребенка. Система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется, уходит от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной. Совсем недавно мы с энтузиазмом изучали и начали внедрять принципиально новый для системы дошкольного образования документ ФГТ, а сегодня следующие перемены – внедрение ФГОС. Это значит, что целью системы образования является, не только вложить в ребенка необходимые умения и навыки, но и воспитать гармоничную личность. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств, которые в совокупности создают индивидуальность ребенка. К моменту поступления в школу будущий первоклассник должен быть:
• физически развитым, овладевшим основами культурно-гигиенических навыков;
• любознательным, активным;
• эмоционально отзывчивым;
• овладевшим средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
• способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
• имеющим первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
• овладевшим универсальными предпосылками учебной деятельности;
• овладевшим необходимыми специальными умениями и навыками.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Но лишь не многие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальную работу, направленную на овладение языком.
Эти идеи году послужили основанием для создания системы работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного развития личности». Хочется подчеркнуть, что данный вопрос не является новым в литературе, но для применительно к нашему дошкольному учреждению актуален и достаточно интересен. По этой причине я в 2012 году прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Развитие речи дошкольников младшего (среднего, старшего, предшкольного) возраста» и выполнила выпускную работу по теме «Формирование речи дошкольников младшего (среднего, старшего, предшкольного) возраста». В 2014 году прошла профессиональную подготовку в ГОАУ ДПО Амурском областном институте развития образования по программе «Логопедия», а также стажировку на кафедре акмеологии и профессиональной деятельности ГОАУ ДПО Амурского ИРО, защитила на отлично работу на тему «Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста». Экспериментальные исследования мы проводили на базе МДОБУ ЦРР-д/с №4 «Лесовичок». Для устранения нарушений выявленных в ходе исследования, разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.
В результате проведённой работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников.
Состояние артикуляционной моторики по сравнению с констатирующим этапом высокий уровень показали 10 детей – это составило 100%. Уровень развития состояния фонематического восприятия на контрольном этапе улучшилось.
Изменились уровни и состояния звукопроизношения. Если на констатирующем этапе средний уровень развития показывали все восемь человек, то на контрольном этапе те же дети показали высокий уровень. Низкий уровень, показанный на констатирующем этапе, уменьшился в три раза. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена. Паралельно я заинтересовалась технологией обучения чтению Н. А. Зайцева «Кубики Зайцева». Разработала программу кружка «Буковка» (https://nsportal.ru/node/1318619) и успешно апробировала ее в 2013 году с подгруппой детей в старшей группе, а сейчас продолжила работу с другой подгруппой детей в подготовительной к школе группе (https://www.youtube.com/watch?v=VE4tjJAzcq0).
Технология Н. А. Зайцева привлекла меня тем, что рядовые (но не равнодушные) педагоги, пытливые родители могут достигнуть впечатляющих результатов в раннем развитии способностей ребенка к чтению и письму. При использовании «Кубиков Зайцева» сенсорный поток четко дробится на своеобразные «кванты информации», операции с ними сопровождаются ритмичными движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами. Полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые дошкольнику, при этом постоянно изменяющаяся игровая ситуация, элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений. Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – верный путь к здоровью!
Чтобы развивать различные компетентности детей дошкольного возраста, интегративные качества, в своей работе мы используем следующие технологии:
• Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель, фантаст, автор ТРИЗ – теории решения изобретательских задач).
• Технология раннего обучения грамоте Н. А. Зайцева (Зайцев Николай Александрович – педагог – новатор, Академик творческой педагогики, автор образовательных технологий).
• Личностно – ориентированная технология, организации совместной деятельности детей и взрослых, основанная на равноправном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий Л. В. Свирской (Свирская Лидия Васильевна – кандидат педагогических наук, сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
• Технология развития общеречевых навыков Н. В. Нищевой (Наталия Валентиновна Нищева – учитель – логопед высшей категории отличник народного образования)
• Технология развития связной речи Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко (Разработанная на основе ТРИЗ и РТВ технологий)
• Технология развития диалогической речи дошкольников в игре О. А. Бизиковой
• Познавательно – исследовательская технология («Проектная деятельность старших дошкольников» В. Н. Журавлева)
• Здоровьесберегающие технологии («Как воспитать здорового ребенка» В. Г. Алямовская, «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» Под ред. Т. С. Яковлевой и др.)
• Игровые технологии («Как играть с ребенком» Михайленко И. Я., Короткова Н. А.) и др.
• Информационные технологии (Использование ИКТ – анимации, слайдовых презентаций, фильмов, интерактивных игр и пр.).
В современных исследованиях отмечается важность создания речевой среды как одной из составляющих развивающей среды каждой возрастной группы.
Таким образом, проделанная работа показывает, что речевая компетентность детей с 2011 года по 2014 год повысилась, благодаря системе работы, на основе использования вышеуказанных технологий. Данная работа не является исчерпывающей. Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов, связанных с развитием речевых компетенций у детей дошкольного возраста.