Ирина Орлова
Аналитический отчет о работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет за 2013 - 2014 учебный год
МБДОУ _ЦРР –д/с № 18___
Ф. И. О. логопеда ___
• Возрастная группа, профиль, степень укомплектованности;
1 ставка. Логопедическая группа (подг. к шк. – 18 чел).
• Программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса;
Публикация «Аналитический отчет о работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Каше. Г Л., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
Курдванивская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5—7 лет. М., 2007.
Степанова О. А. Рабочий журнал логопеда ДОУ. М., 2004.
Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
Степанова ОЛ. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007.
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
Г. В. Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. «Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. «Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.
Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / авт. -сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 235 с.
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. : ТЦ Сфера, 2009 – 128с. (Логопед в ДОУ)
• Формы и методы оказания логопедической помощи;
Коррекционно-логопедичеекая работа с ребенком строится по запросу родителей, результатам коллегиального заключения ПМПк, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, образовательных возможностей и потребностей ребёнка, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет определить маршрут индивидуальной логопедической работы, наметить план индивидуальной работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы, в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Учет образовательных потребностей детей реализую в рамках следующих направлений:
- работа по развитию понимания речи;
- создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
- формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков:
-коррекция дефектного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия:
- развитие слоговой структуры;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- усвоение грамматических категорий;
- развитие связной речи;
- развитие психологической базы речи:
- воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
- подготовка к обучению в школе.
Взаимодействие с детьми реализуется через различные организационные формы:
- непосредственную индивидуальную, подгрупповую, групповую деятельность;
- игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.).
. При организации взаимодействия с детьми обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
• Внедрение новых технологий, программ и форм оказания логопедической помощи;
. В работе с детьми мною используются:
- определенный организационно-методический инструментарий с элементами наглядности, игровые технологии :
Основным видом игровой деятельности в логопедической работе использую дидактические игры. Они применяются в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи, ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Продолжаю внедрение в практику работы здоровьесберегающих образовательных технологий, применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Дыхательная гимнастика и игры на развитие дыхания.
2. Развитие общей моторики.
3. Су Джок терапия.
4. Аурикулотерапия.
5. Кинезеологические упражнения,
6. Система работы по развитию мелкой моторики рук.
7. Упражнения на релаксацию
• Взаимодействие логопеда со всеми участниками коррекционного-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений у детей;
Результатами работы по вышеозначенной проблематике следует- считать:
-составление и выполнение плана совместных мероприятий логопеда, психолога, медицинских работников, заведующей МДОУ. старшего воспитателя и регулярное проведение ПМПк с участием специалистов;
-выступление перед воспитателями и другими специалистами ДОУ, беседы, консультации, регулярное ведение документации взаимосвязи со специалистами.
-активное участие в проведении праздников, развлечений, различных мероприятий по развитию творческой речевой деятельности детей совместно с другими специалистами ДОУ внутри дошкольного учреждения.
• Сотрудничество учителя- логопеда с семьей;
Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, использование различных наглядных средств, выставки, совместные мероприятия, заполнение индивидуальных тетрадей, продолжаю взаимодействия с родителями, с помощью использования интернет ресурсов. Домашние задания общей направленности я отправляла родителям по электронной почте. Вела переписку с некоторыми активными родителями и переправляла им необходимый дополнительный материал для занятий. Обязательно учитывая мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организовывала совместные формы деятельности родителей и детей.
• Проблемы и трудности в организации и содержании коррекционно-педагогического процесса; оценка условий, обеспечивающих эффективность работы;
Коррекционно-образовательный процесс организую в кабинете (индивидуальную и подгрупповую деятельность детей) ,в групповой комнате (фронтальная работа, в музыкальном зале (логоритмические занятия, конкурсы и развлечения). Проблемы в организации возникают из-за недостаточной площади кабинета, недостаточного материального и технического оснащения коррекционно-педагогического процесса.
В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки, понятные ребё нку:
- в форме эмоционального отношения;
- оценочного суждения (словесного поощрения и др.) :
- тематические наклейки;
- отметки-символы («солнышко» и т. п.);
- использование ручек с различными чернилами для проверки задания (красная, синяя и. т. п.)
– флажки, которые ставятся на край рабочего стола в процессе занятия за правильные ответы, точно выполненные задания и стимулируют детей к работе и успешности, повышая эффективность коррекционного процесса.
Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, оказывает стимулирующий эффект, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
• Анализ и оценка результативности логокоррекционной работы за учебный год (список детей с указанием речевых нарушений на начало учебного года и на конец учебного года; сложные речевые нарушения расписать более подробно);
Анализ и оценку результативности отражает лист динамики речевого развития детей (сентябрь, декабрь, апрель, отчётные материалы по итогам учебного года, более подробная информация содержится в речевых картах и итоговой диагностике. Продолжаю использовать новую форму оценки результатов с помощью электронных таблиц для каждой логопедической группы в программе Excel, что позволяет предоставлять результаты анализа в виде диаграмм и достоверно определить количественный и качественный состав воспитанников, нуждающихся в определённой логопедической помощи, а также отследить динамику индивидуального развития детей
• Оснащение логопедического кабинета новым методическим материалом (в том числе, изготовленный своими руками);
Регулярное, в соответствии с поэтапно-творческим перспективным планом, оснащение кабинета необходимым материалами для фронтальной и индивидуальной работы с детьми, изготовление различных пособий для индивидуальных и групповых занятий, пополнение кабинета педагогическими пособиями и литературой, скачивание и распечатка необходимой информации с интернет ресурсов, приобретение пособий, игр и игрового оборудования.
• Пути повышения квалификации учителя-логопеда за учебный год;
Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю как на специально организованных курсах повышения квалификации, «Инновационные подходы к педагогическому процессу в дошкольной образовательной организации (ФГОС ДО)», так и путем участия в методобъединениях, самостоятельное посещение курсов и мастерклассов, регулярное использование интернет ресурсов, знакомство с методической литературой. Самообразованием занималась в период с 01.09.13. по 01.06.14 год. Работала по теме; «ФГОС в ДО», включена в состав творческой группы МБДОУ ЦРР д/с № 18 по составлению общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС.
• Участие в методической работе района;
Регулярное посещение методических объединений.
• Личные профессиональные потребности.
Превышение нормативов комплектования логопедических групп, в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, оформлению большего количества документации и соответственно уменьшению времени, затрачиваемого на индивидуальную работу с ребенком. Хочется отметить на необходимость концентрации совместных усилий, по преодолению речевой патологии с помощью разных специалистов, что само по себе положительно, но хотелось бы не экономить на времени индивидуального общения с ребенком.
Иногда приходится преодолевать инертность мышления некоторых педагогов и родителей, считающих, что работа с детьми-логопатами трудоемкая, а результат бывает сильно отсрочен по времени, что снижает его привлекательность. Или. наоборот, считающих, что коррекция произойдет сама собой, без особых усилий, с их стороны. Приходится: убеждать, что нужно набраться терпения, систематически вести работу с ребёнком, так как за положительным результатом всегда стоит огромный труд. Самостоятельно, без усилий со стороны профильных специалистов и родителей ребёнок проблему не решит.