Елена Татаркина
Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. С целью достижения новых образовательных результатов в работе с детьми с общим недоразвитием речи применяю следующие такие современные образовательные технологии, как информационно-коммуникационные. Свои навыки я применяю со всеми субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами дошкольного учреждения).
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В условиях формирования информационного общества решающую роль играют не только получение, хранение, обработка, распространение, использование информации, но и возрастающие технические возможности коммуникаций. Современные информационные, компьютерные и сетевые технологии открывают новые перспективы в сфере дошкольного образования и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом.
Так, федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования конкретизируют требования к информационно-методическому обеспечению и предусматривают информационное обеспечение образовательного процесса.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, в сотрудничестве с родителями и педагогами дошкольного учреждения, в организации работы педагога.
Использование ИКТ в работе с детьми
У детей, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, иногда невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, сложности при автоматизации звуков. Результаты обследования детей, поступивших в логопедическую группу, показывают, что у многих детей снижен объем памяти, низкий уровень слухового и зрительного внимания. Поэтому применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным. Использование мультипликации, звука и графики обеспечивает игровой характер предлагаемого образовательного содержания, что в свою очередь гарантирует высокую степень концентрации внимания, мотивации и взаимодействия со стороны ребенка.
Направления коррекционной работы с детьми с использованием ИКТ :
• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза.
• Работа над звукопроизношением.
• Формирование лексико-грамматических категорий.
• Развитие связной речи.
• Обучение грамоте.
ИКТ позволяют мне:
• На подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в доступной форме, ярко, образно преподнести наглядную информацию.
• Привлечь и удержать внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
• Повысить степень коммуникативности в процессе непосредственного общения.
• Повысить мотивацию детей к логопедическим занятиям.
• Учить детей находить разные способы решения заданий, поощрять их за инициативность при решении проблемных задач.
• Автоматизировать и дифференцировать проблемные звуки в непринужденной обстановке с помощью игры.
Мною созданы презентации по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Времена года», «Домашние и дикие животные», дидактические игры «Определи маршрут», «Найди детеныша», «Посчитай», «Назови ласково», «Из чего какой?» «Где спрятался?».
Презентационные материалы применяются мною для обогащения словаря по определенной лексической теме, развития навыка словоизменения и словообразования, развития связной речи, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, для развития фонематических представлений, формирования оптико-пространственных представлений.
Мультимедийные презентации используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях не более 7-10 минут с обязательной сменой деятельности и динамической паузой.
Мною подобран и систематизирован наглядный материал для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по лексическим темам.
Практика показала, что использование ИКТ способствует мотивации детей к логопедическим занятиям, тем самым повышая результат достижений в развитии речи. Применение ИКТ не только ускоряет запоминание лексического материала, но и делает его осмысленным и долговременным.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, использование информационно-коммуникационных технологий способствуют повышению качества коррекционно-образовательного процесса, выводят его на новый уровень.
Использование ИКТ в работе с родителями и педагогами
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда дает возможность расширить творческие способности самого педагога, повысить информационную, педагогическую и коммуникативную компетентности, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие детей с ОНР.
С помощью элементарных компьютерных программ я не только упрощаю свою работу, уменьшая физические затраты, но и повышаю ее качество. Пакет программ Microsoft Office (Word, Excel, InfoPath, Publisher, PowerPoint) помогает:
• быстро набрать текстовый документ (объявления, конспекты занятий, перспективные планы, результаты диагностик, обобщение опыта, аттестационные материалы и т. д.,
• подготовить яркую презентацию к занятию, к различным формам сотрудничества с педагогами и родителями (мастер-классы, брифинги, родительские собрания и т. д.,
• сверстать макет информационного буклета.
Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, использовать электронную почту, а также размещать свои работы на сайтах, там же знакомиться с разработками мероприятиях своих коллег. Skype (видеочат) помогает мне принимать участие в видеоконференциях и вебинарах с коллегами.
Знание ИКТ позволяет мне принимать участие в интерент-конкурсах. Одним из них стал конкурс Международной педагогической олимпиады на сайте https://pedolimp.ru, где я приняла участие в номинации «Информационные технологии в образовании дошкольников» и получила диплом лауреата с разработкой непосредственной образовательной деятельности по теме «Обувь».
Как сказано выше, интернет помогает размещать свои разработки и знакомиться с работами своих коллег. Я зарегистрировалась на сайте https://www.maaam.ru/detskijsad разместила электронное портфолио и опубликовала свои разработки.
Современный родитель – это активный родитель, нацеленный на результат, открытый для общения, знающий свои права, умеющий пользоваться техническими новинками.
Использование ИКТ для взаимодействия с родителями становится жизненно необходимым. Посредством этих технологий родители могут оперативно получать нужную информацию, консультироваться по разным вопросам, занимать не пассивную, а активную позиции в коррекционно-развивающем процессе.
На сайте детского сада https://det-sad16.ucoz.ru/index/0-2 мною создана своя страничка, на которой я представляю разные рубрики «Сегодня на занятии», «Логопед советует».
Родители получают консультативную и практическую помощь в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Диалог с родителями осуществляется с помощью личной электронной почты, почты детского сада.
Информационно-коммуникационные технологии использую для сопровождения мероприятий с родителями. Так, презентации, видеоролики повышают эффективность совместных мероприятий с родителями и педагогами.
Использование ИКТ при взаимодействии с родителями и педагогами позволяет мне:
• Сократить время доступа к информации субъектов коммуникации.
• Продемонстрировать различные документы, фотоматериалы.
• Обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
• Оперативно получать информацию.
• Обеспечить диалог субъектов коммуникации.
• Способствовать активному сотрудничеству педагогов и родителей.
Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. А именно, у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, уровень произвольного внимания. Процесс автоматизации звуков и обогащения словаря проходит продуктивно. Родители, в свою очередь проявляют большую активность.