Лучший педагог года

Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения

Екатерина Калачева
Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая наука, в условиях развития современного общества, ставит перед собой задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. С каждым годом увеличивается количество таких детей, у которых возникают трудности в освоении общеобразовательной программы. В условиях реализации ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных компьютерных технологий.

Публикация «Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения» размещена в разделах

Усложнение научно – технического прогресса привело к появлению доступных компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, практически у каждого гаджета есть выход в интернет. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

На сегодняшний день опытные логопеды замечают, что характер нарушений речи изменился, страдают все компоненты речевого развития. К тому же дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

- дефицит внимания;

- низкий уровень развития самоконтроля;

- низкий уровень познавательной активности;

- быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;

- особенности зрительно-пространственного восприятия;

- низкий уровень мотивации к обучению.

Учителя-логопеды в своей практической деятельности используют различные методические пособия и разнообразный наглядный материал. Но информационно-компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя как раз они более близки детям и могут помочь в коррекционной работе :

- доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды;

- активизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;

- задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка, что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;

- оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

- увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

- а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям:

- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;

- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;

- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».

Учитель-логопед может использовать информационно-компьютерные технологии на разных этапах своей работы. Например, в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.

Использование средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углубленной диагностики детей, и подведения итогов обследования.

Мicrosoft Power Point – работа с презентациями (применяется для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т. д.);

Мicrosoft Excel –работа с таблицами, удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития;

Paint – работа с рисунками (используется при диагностики понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно-пространственного восприятия)

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:

- развитие слухового внимания;

- активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;

- коррекция просодической стороны речи;

- развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;

- уточнение, обогащение и активизация словаря;

- коррекция и развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.

Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности в 5–7 раз. В настоящее время учителя-логопеды разрабатывают свои компьютерные пособия для использования на практике.

Широко используются информационно-обучающие средства и приемы для совместной работы с педагогами и родителями

Мicrosoft Роwег Роint - презентации (используются на педагогических советах, семинарах, проектах и т. д.)

Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей)

На сайтах ДОУ учителя-логопеды могут на своих страничках выкладывать информацию для родителей по профилактической и коррекционной работе с детьми. А так же практический материал, который родители могут использовать в домашних условиях при организации игр и занятий со своими детьми.

Для самообразования возможно активное использование возможностей интернет-ресурсов: где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации.

С использованием интернет-ресурсов возможным стало общение между коллегами и родителями на страничках сайтов или через электронную почту. Появилась возможность учувствовать в различных сетевых интернет-проектах, конкурсах, обмениваться опытом.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС:

позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности ребёнка;

повышает эффективность коррекционной работы;

помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия;

даёт возможность задействовать все анализаторные системы;

сокращает сроки коррекционной работы;

помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;

предупреждает появление у логопатов расстройств письменной речи, а, следовательно, снижает риск дезадаптации младших школьников;

формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;

активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи.

Использование информационно-компьютерных технологий в работе позволяет сделать вывод, что в современном мире они являются необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Коррекционная работа с детьми-инвалидами Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 20:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Калачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД