Екатерина Калачева
Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая наука, в условиях развития современного общества, ставит перед собой задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. С каждым годом увеличивается количество таких детей, у которых возникают трудности в освоении общеобразовательной программы. В условиях реализации ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных компьютерных технологий.
Публикация «Эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда дошкольного учреждения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Усложнение научно – технического прогресса привело к появлению доступных компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, практически у каждого гаджета есть выход в интернет. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.
На сегодняшний день опытные логопеды замечают, что характер нарушений речи изменился, страдают все компоненты речевого развития. К тому же дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:
- дефицит внимания;
- низкий уровень развития самоконтроля;
- низкий уровень познавательной активности;
- быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;
- особенности зрительно-пространственного восприятия;
- низкий уровень мотивации к обучению.
Учителя-логопеды в своей практической деятельности используют различные методические пособия и разнообразный наглядный материал. Но информационно-компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении, хотя как раз они более близки детям и могут помочь в коррекционной работе :
- доставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды;
- активизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;
- задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты, так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка, что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
- оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
- увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;
- а так же при подготовке к занятиям компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ, и именно поэтому нравится детям:
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
- компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Учитель-логопед может использовать информационно-компьютерные технологии на разных этапах своей работы. Например, в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.
Использование средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углубленной диагностики детей, и подведения итогов обследования.
Мicrosoft Power Point – работа с презентациями (применяется для уточнения активного и пассивного словаря ребёнка, обследования грамматического строя речи и т. д.);
Мicrosoft Excel –работа с таблицами, удобно применять при обработке результатов обследования речи воспитанников, для ведения мониторинга речевого развития;
Paint – работа с рисунками (используется при диагностики понимания обращённой речи и удерживания инструкций, а также для обследования и формирования зрительно-пространственного восприятия)
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям:
- развитие слухового внимания;
- активизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения;
- коррекция просодической стороны речи;
- развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа;
- уточнение, обогащение и активизация словаря;
- коррекция и развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.
Компьютерные программы для коррекции нарушений устной речи у детей встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Следует также отметить, что программы для коррекции речи оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какой-либо другой деятельности в 5–7 раз. В настоящее время учителя-логопеды разрабатывают свои компьютерные пособия для использования на практике.
Широко используются информационно-обучающие средства и приемы для совместной работы с педагогами и родителями
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (используются на педагогических советах, семинарах, проектах и т. д.)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса (создаются публикации, буклеты, оформляются информационные стенды для родителей)
На сайтах ДОУ учителя-логопеды могут на своих страничках выкладывать информацию для родителей по профилактической и коррекционной работе с детьми. А так же практический материал, который родители могут использовать в домашних условиях при организации игр и занятий со своими детьми.
Для самообразования возможно активное использование возможностей интернет-ресурсов: где можно найти интересующую методическую литературу, представленную в электронном виде; необходимый картинный материал для создания игр, звуковые и анимационные эффекты для создания яркой мультимедийной презентации.
С использованием интернет-ресурсов возможным стало общение между коллегами и родителями на страничках сайтов или через электронную почту. Появилась возможность учувствовать в различных сетевых интернет-проектах, конкурсах, обмениваться опытом.
Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях введения ФГОС:
позволяет в процессе логопедического обследования детей более объективно и дифференцированно оценить возможности ребёнка;
повышает эффективность коррекционной работы;
помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия;
даёт возможность задействовать все анализаторные системы;
сокращает сроки коррекционной работы;
помогает вести мониторинг речевого развития учащихся;
повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
предупреждает появление у логопатов расстройств письменной речи, а, следовательно, снижает риск дезадаптации младших школьников;
формирует в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;
активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи.
Использование информационно-компьютерных технологий в работе позволяет сделать вывод, что в современном мире они являются необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи.