Елена Киселева
Индивидуальный подход в художественном развитии
Одаренный в творческой сфере (креативный, как сейчас говорят) ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; независим, часто делает всё по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей. Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен проявить гибкость и по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
Публикация «Индивидуальный подход в художественном развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Если говорить об одаренности непосредственно в изобразительном творчестве, то такой ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает всё увиденное. Проводит много времени за рисованием и лепкой; от художественных занятий получает большое удовольствие, демонстрирует опережающую свой возраст умелость; экспериментирует; часто выходит за рамки заданного. Его произведения включают множество деталей и отличаются оригинальностью.
Таких детей, как правило, легко заметить. Явная одаренность проявляется и пробивается вопреки всему. Но наша задача – создать оптимальные условия для выявления и развития также и скрытой, и потенциальной одаренности. Решать эту задачу необходимо вместе с родителями воспитанников. Причем с самого раннего возраста. Не секрет, что дома многие дети не имеют доступа к таким «опасным» материалам как пластилин, краски, фломастеры и т. д. А ведь именно дома малыш мог бы не спеша, поэтапно осваивать незнакомые предметы и материалы, экспериментировать с ними, накапливая очень ценный опыт.
Таким плодотворным, взаимообогащающим общением с малышом я стараюсь заинтересовать родителей. Детей, имеющих возможность рисовать и лепить дома, видно сразу. Они, как правило, проявляют интерес к изобразительному творчеству, желание заниматься им не только на занятиях. Поэтому я приглашаю таких ребят в кружок «Разноцветная кисточка».
Там мы решаем более сложные изобразительные задачи, экспериментируем с различными материалами, выполняем краткосрочные проекты. Но одаренность – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому для её развития надо опираться на непохожесть ребенка на других детей. Чтобы понять интересы ребенка, индивидуальные особенности его творчества, я прошу родителей приносить рисунки, которые маленький художник делает дома, в свободное время, по своей инициативе.
Всматриваясь в них, можно узнать, что, например, Никита любит рисовать на темы сказок, мультфильмов. Его мама рассказывала, что он не садится смотреть «мультики» без фломастеров и бумаги.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Публикация Индивидуальный подход в художественном развитии размещена в разделах Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463059438.jpg)
Причем в его рисунках сюжет знакомой сказки изменяется, появляются новые герои, новые приключения.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка май](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463059414.jpg)
Я заметила, что Никите становится тесно на альбомном листе и предложила ему формат А3, с которым он прекрасно справился в свои 4,5 года, и в дальнейшем предпочитал рисовать на больших листах.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Если говорить об одаренности непосредственно в изобразительном творчестве то такой ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации в мельчайших деталях запоминает всё увиденное](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058523.jpg)
Никита успешно участвовал в конкурсах, его работа есть в фонде Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Сейчас он учится в 6 классе, появились другие интересы, но он продолжает рисовать, увлекается компьютерным дизайном.
Катя, напротив, всегда предпочитала небольшой формат, на её маленьком листочке умещалась какая-нибудь история, реальная или вымышленная.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Его произведения включают множество деталей и отличаются оригинальностью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058609.jpg)
Заметив, что Кате нравится иллюстрировать литературные произведения, я советовала маме чаще читать с девочкой, рассматривать иллюстрации известных художников. Школьные рисунки Кати также отличаются тщательностью проработки.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Таких детей как правило легко заметить](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463059994.jpg)
Кажется даже, что они переведены через копировальную бумагу, но это не так. Рисунки сделаны гелиевой ручкой без карандашного наброска. Подростковый возраст Кати оправдывает её увлечение героями японских анимэ и другими мифическими персонажами. Это увлечение можно использовать, предложив девочке делать наброски людей с натуры, совершенствуя умение рисовать человека в движении и в разных позах. И, хотя Катя не училась в художественной школе, она не оставляет своей мечты поступить в художественное училище.
Рисунки Сережи удивляют своим недетским видением конструктивного строения предметов, необычным для ребенка-дошкольника ракурсом. Ему нравилось рисовать здания, автомобили и другие предметы реального мира.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Явная одаренность проявляется и пробивается вопреки всему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058685.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Но наша задача создать оптимальные условия для выявления и](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058730.jpg)
И я старалась направить его внимание на рисование с натуры, в частности, предложила сделать портрет. И с такой сложной задачей мальчик успешно справился. Даже передал портретное сходство.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058707.jpg)
Сережа не стал художником, он получает физико-математическое образование. Но, по его же словам, ему очень помогает пространственное воображение, хорошо развитое в процессе занятий изобразительным творчеством.
Аня. Её любимый объект для изображения – лошади. Началась эта любовь с анимированных персонажей, Аня рисовала их изо дня в день, без конца повторяя знакомый образ.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Материалы для педагогов развития также и скрытой и потенциальной одаренности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058828.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Решать эту задачу необходимо вместе с родителями воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058839.jpg)
Чтобы девочка получила новые впечатления для развития своего творчества, мы смотрели с ней познавательные фильмы из серии «Живая природа», я советовала родителям посетить с Аней цирк с участием наездников, зоопарк, дать ей возможность прокатиться верхом.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Причем с самого раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058855.jpg)
Получив новую информацию о любимом объекте, Аня стала рисовать лошадей очень выразительно и такой уверенной рукой, что и взрослый художник позавидует. Сейчас Аня учится в первом классе, мечтает поступить в художественную школу.
Рисунки Ксении, выполненные в пять лет, показывают твердую руку девочки, её природное чувство композиции и некоторую склонность к декоративности.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Не секрет что дома многие дети не имеют доступа к таким опасным материалам как пластилин краски фломастеры и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463058994.jpg)
Несмотря на выраженные способности, Ксюша была не уверена в своих силах. И родители относились к её увлечению довольно скептически. Бабушка даже говорила мне: «Это вы за неё всё рисуете!» Постоянно поощряя Ксению, я часто просила её показать у доски, как бы она выполнила то или иное задание. Настраивала девочку на обучение в художественной школе. Настоятельно советовала родителям продолжать развитие способностей дочери. Сейчас Ксения учится в Новосибирском университете архитектуры и дизайна. По нашей просьбе она прислала академический рисунок интерьера.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 А ведь именно дома малыш мог бы не спеша поэтапно осваивать незнакомые предметы и материалы экспериментировать с ними накапливая очень ценный опыт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-672741-1463059026.jpg)
В заключение хочется подчеркнуть, что у всех детей свой темп и своя траектория развития, поэтому к каждому ребенку надо относится как к потенциально одаренному. Мы должны поддерживать все интересы ребенка, ведь неизвестно, где, когда и в чем проявится его одаренность.