Елена Киселева
Индивидуальный подход в художественном развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренный в творческой сфере (креативный, как сейчас говорят) ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие; независим, часто делает всё по-своему; изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей. Часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен проявить гибкость и по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов, способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.
Публикация «Индивидуальный подход в художественном развитии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Если говорить об одаренности непосредственно в изобразительном творчестве, то такой ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает всё увиденное. Проводит много времени за рисованием и лепкой; от художественных занятий получает большое удовольствие, демонстрирует опережающую свой возраст умелость; экспериментирует; часто выходит за рамки заданного. Его произведения включают множество деталей и отличаются оригинальностью.
Таких детей, как правило, легко заметить. Явная одаренность проявляется и пробивается вопреки всему. Но наша задача – создать оптимальные условия для выявления и развития также и скрытой, и потенциальной одаренности. Решать эту задачу необходимо вместе с родителями воспитанников. Причем с самого раннего возраста. Не секрет, что дома многие дети не имеют доступа к таким «опасным» материалам как пластилин, краски, фломастеры и т. д. А ведь именно дома малыш мог бы не спеша, поэтапно осваивать незнакомые предметы и материалы, экспериментировать с ними, накапливая очень ценный опыт.
Таким плодотворным, взаимообогащающим общением с малышом я стараюсь заинтересовать родителей. Детей, имеющих возможность рисовать и лепить дома, видно сразу. Они, как правило, проявляют интерес к изобразительному творчеству, желание заниматься им не только на занятиях. Поэтому я приглашаю таких ребят в кружок «Разноцветная кисточка».
Там мы решаем более сложные изобразительные задачи, экспериментируем с различными материалами, выполняем краткосрочные проекты. Но одаренность – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому для её развития надо опираться на непохожесть ребенка на других детей. Чтобы понять интересы ребенка, индивидуальные особенности его творчества, я прошу родителей приносить рисунки, которые маленький художник делает дома, в свободное время, по своей инициативе.
Всматриваясь в них, можно узнать, что, например, Никита любит рисовать на темы сказок, мультфильмов. Его мама рассказывала, что он не садится смотреть «мультики» без фломастеров и бумаги.
Причем в его рисунках сюжет знакомой сказки изменяется, появляются новые герои, новые приключения.
Я заметила, что Никите становится тесно на альбомном листе и предложила ему формат А3, с которым он прекрасно справился в свои 4,5 года, и в дальнейшем предпочитал рисовать на больших листах.
Никита успешно участвовал в конкурсах, его работа есть в фонде Музея детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока. Сейчас он учится в 6 классе, появились другие интересы, но он продолжает рисовать, увлекается компьютерным дизайном.
Катя, напротив, всегда предпочитала небольшой формат, на её маленьком листочке умещалась какая-нибудь история, реальная или вымышленная.
Заметив, что Кате нравится иллюстрировать литературные произведения, я советовала маме чаще читать с девочкой, рассматривать иллюстрации известных художников. Школьные рисунки Кати также отличаются тщательностью проработки.
Кажется даже, что они переведены через копировальную бумагу, но это не так. Рисунки сделаны гелиевой ручкой без карандашного наброска. Подростковый возраст Кати оправдывает её увлечение героями японских анимэ и другими мифическими персонажами. Это увлечение можно использовать, предложив девочке делать наброски людей с натуры, совершенствуя умение рисовать человека в движении и в разных позах. И, хотя Катя не училась в художественной школе, она не оставляет своей мечты поступить в художественное училище.
Рисунки Сережи удивляют своим недетским видением конструктивного строения предметов, необычным для ребенка-дошкольника ракурсом. Ему нравилось рисовать здания, автомобили и другие предметы реального мира.
И я старалась направить его внимание на рисование с натуры, в частности, предложила сделать портрет. И с такой сложной задачей мальчик успешно справился. Даже передал портретное сходство.
Сережа не стал художником, он получает физико-математическое образование. Но, по его же словам, ему очень помогает пространственное воображение, хорошо развитое в процессе занятий изобразительным творчеством.
Аня. Её любимый объект для изображения – лошади. Началась эта любовь с анимированных персонажей, Аня рисовала их изо дня в день, без конца повторяя знакомый образ.
Чтобы девочка получила новые впечатления для развития своего творчества, мы смотрели с ней познавательные фильмы из серии «Живая природа», я советовала родителям посетить с Аней цирк с участием наездников, зоопарк, дать ей возможность прокатиться верхом.
Получив новую информацию о любимом объекте, Аня стала рисовать лошадей очень выразительно и такой уверенной рукой, что и взрослый художник позавидует. Сейчас Аня учится в первом классе, мечтает поступить в художественную школу.
Рисунки Ксении, выполненные в пять лет, показывают твердую руку девочки, её природное чувство композиции и некоторую склонность к декоративности.
Несмотря на выраженные способности, Ксюша была не уверена в своих силах. И родители относились к её увлечению довольно скептически. Бабушка даже говорила мне: «Это вы за неё всё рисуете!» Постоянно поощряя Ксению, я часто просила её показать у доски, как бы она выполнила то или иное задание. Настраивала девочку на обучение в художественной школе. Настоятельно советовала родителям продолжать развитие способностей дочери. Сейчас Ксения учится в Новосибирском университете архитектуры и дизайна. По нашей просьбе она прислала академический рисунок интерьера.
В заключение хочется подчеркнуть, что у всех детей свой темп и своя траектория развития, поэтому к каждому ребенку надо относится как к потенциально одаренному. Мы должны поддерживать все интересы ребенка, ведь неизвестно, где, когда и в чем проявится его одаренность.