Светлана Гринина
Индивидуальный подход — залог успешного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы знаете, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФГОС ДО. Положения настоящего стандарта могут использоваться родителями для получения детьми дошкольного образования.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Совместная работа воспитателей и родителей обеспечат ребенку интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, эмоционального благополучия, полноценного физического и умственного развития умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.
Публикация «Индивидуальный подход — залог успешного развития дошкольника» размещена в разделах
Так пункт 1.4 ФГОС ДО гласит, что одним из основных принципов ДО является поддержание инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество педагогов с семьей. Одной из задач стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Задача педагога – с помощью родителей выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, что позволяет педагогу правильно организовать работу со всей группой.
Как же реализуется индивидуальный подход в детском саду в течение дня?
Всем известно, что ребенок приходит в детский сад в различном настроении. Воспитатель старается его чем-то увлечь, исходя из его индивидуальных особенностей и увлечений. Например, предложить материал для занятия физкультурой, или настольную игру, а может просто побеседовать с ребенком и дать ему высказаться.
Что касается НОД, то здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу не только индивидуально, но и совместно с другими детьми.
На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их.
Например, гиперактивным детям достаточно тяжело сидеть на занятиях по развитию речи, или математике, поэтому зная их эту особенность воспитатели дают им такие задания, чтобы они могли встать, подойти к мольберту и посчитать, найти в группе предмет определенной формы и т. д.
А детям, которые дольше включаются в работу, воспитатели дают задания индивидуально характера, стараются побуждать задуматься над своим ответом, приучают размышлять, обращаться к личному опыту.
Во время занятий часто используются игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей.
Зная детей своей группы, воспитатели, стараются создать условия, чтобы все дети чувствовали себя комфортно на занятиях.
Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей и создаются благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ним.
Если раньше воспитатели назначали дежурных, то в настоящее время обязательно учитывается желание детей, а воспитатель только предлагает выполнить какое-либо поручение.
В процессе наблюдения за играми детей воспитатели выявляют особенности поведения детей в разных ситуациях.
целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаё т условия:
- для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
- для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
- для развития умения детей работать в группе сверстников,
- для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
При проведении подвижных игр с правилами обычно принимают участие все дети, но каждый проявляет себя по-своему. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива, проявить лидерство.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность в течение дня.